Память – одна из самых важных психических функций человека. Благодаря ней мы усваиваем и передаем предыдущий опыт, анализируем, сравниваем различные объекты. Без развития памяти невозможно усовершенствование интеллектуальных и мыслительных способностей.
Память ребенка и взрослого заметно отличается по структуре.
Для развития памяти у ребенка родителям нужно проявить старание и внимательность, ведь от этого зависит будущее малыша.
С тем, что такое память, уже разобрались. Поговорим о том, каковы особенности формирования памяти у детей в разном возрасте.
Периоды формирования памяти у ребенка
Дошкольный возраст
До 1 года
Происходит формирование моторной памяти ребенка. Это означает, что он запоминает движения. Если вы берете малыша на руки, чтобы покормить или успокоить, он затихает, чувствуя безопасность из-за многократного повторения этих действий.
В этом возрасте ребенок познает мир телом: он ощупывает, рассматривает, касается различных вещей, чтобы их изучить. Через эти ощущения активизируется мозг.
Малыш запоминает образы родных и любимые игрушки. Двигательный опыт также способствует формированию памяти.
В этом возрасте у ребенка есть только кратковременная память.
1-3 года
В период с одного года до трех лет продолжается развитие кратковременной памяти. У ребенка в этом возрасте еще нет особых воспоминаний. В его голове остаются эмоционально яркие моменты. Как мы уже сказали, долговременная память и зона ее хранения сформированы не до конца, большая часть воспоминаний из этого возраста не сохранится, для запоминания чего-либо ребенку нужно многократное повторение. Малышу запомнятся наиболее яркие и сильные чувства, которые он испытал в этом возрасте.
Этап развития памяти в возрасте с одного года до трех лет связан с развитием восприятия и предметной деятельностью, которая дает ребенку большой объем информации об окружающем мире. В этот период времени начинает развиваться образная память, речь и слуховая память.
Словарный запас трехлетнего ребенка составляет 1500 слов. В возрасте 1-3 года ребенок способен запомнить короткие сказки и стишки.
3-6 лет
Этот возраст отличается наиболее активным развитием социальных навыков, расширением словарного запаса.
Большая часть информации по-прежнему находится в кратковременной памяти ребенка, но постоянное повторение ведет к хорошему запоминанию и откладыванию в долговременную память.
В 3 года мышление становится сложнее, поэтому ребенком легко запоминаются сюжеты, эмоционально окрашенные истории, игры. На передний план выходит вовлечение воображения и фантазии, образного мышления в процесс запоминания.
Школьный возраст
7-10 лет
Как вы знаете, это уже младший школьный возраст. Основной его признак – формирование произвольного внимания и произвольной памяти ребенка.
Для улучшения процесса запоминания все еще нужен акцент на эмоциональной составляющей. К этому добавляется и осознанность цели – ребенок должен понимать, что он учит. Повторение сильно влияет на долговременное запоминание.
Старше 11 лет
Память ребенка становится все больше похожа на память взрослого, теперь информацию маленький человек запоминает целенаправленно. Повсеместно преобладает долговременная и произвольная память. Информация, изучаемая в школе, очень часто остается в памяти у ребенка на всю жизнь, особенно если он получал знания с удовольствием и большим желанием.
Продолжаем просвещаться в области изучения мозга. От тренируемого вида памяти зависят и способы самой тренировки.
Виды памяти
Образная память
Этот вид памяти вам хорошо знаком. Образная память строится на формировании образов через органы чувств. Она делится на слуховую, зрительную, обонятельную, тактильную и вкусовую. Чем больше каналов для запоминания объектов и явлений задействуется, тем больше шансов, что они отложатся в детской памяти.
Произвольная
Этот вид отличается целенаправленностью в запоминании и изучении информации. Ребенок конкретно понимает свою цель, прикладывает волевое усилие и использует специальные техники для улучшения процесса запоминания.
Непроизвольная
Запоминание происходит без определенной цели, напряжения и усилий.
Опосредованная
Здесь важны техники, связанные с запоминанием и привлечение дополнительных средств (завязывать узелок на каждое изученное новое слово и др.). Вспоминая действие, вы вспоминаете информацию.
Непосредственная
Сохраняется и удерживается короткий период времени. Запоминание происходит непосредственно органами чувств (отсюда название данного вида памяти). Вы помните ощущение от прикосновения, услышанного звука.
Кратковременная память
Удерживает незначительный объем информации 30 секунд.
Долговременная память
«Жесткий диск» мозга. Сохраняет и накапливает множество данных.
Для его развития обязательные для выполнения пункты, с их помощью развить ребенку память намного легче:
- Постоянные тренировки (как с мышцами);
- Полноценное питание (особенно важны витамины группы В, магний и жирные омега кислоты);
- Правильный режим дня (следите за сном!);
- Занятия спортом, физическая активность (влияет на работу мозга и не дает расслабляться);
- Прогулки и дыхательная гимнастика (хорошо снимают напряжение).
Методики развития памяти в домашних условиях:
Ряды чисел
Запоминайте вместе с ребенком различные числовые ряды в прямом и обратном порядках. Это вдвойне полезно, если ребенку нужно выучить номера телефонов родителей и близких.
Пары слов
Ваша задача – назвать ребенку 10 пар слов, а затем называть по одному из пары, чтобы ребенок мог вспомнить второе. Пары могут быть ассоциативными, но дальше нужно усложнять задачу и делать слова в парах случайными и бессвязными.
Магазин
Играем в поход в магазин. Покупатель составляет список покупок, а продавец старается ничего не забыть и выдать все клиенту.
Угадайка
Можно сложить разные предметы в мешочек или просто давать их в руки ребенку, предварительно завязав глаза. Ощупывая предметы, он должен их называть и повторять в порядке, в котором они встретились.
Найди пару
Очень популярная игра на развитие памяти у ребенка. Кладем несколько пар одинаковых карточек картинкой вниз и переворачиваем по две. Картинки совпали – убираем, нет – кладем обратно.
Кто лишний
Раскладываем на столе 5-10 предметов и даем ребенку пару минут на запоминание композиции. Он отворачивается, а вам нужно добавить, убрать, заменить несколько предметов. Задача ребенка – сказать, что изменилось.
Рисунок по памяти
Покажите ребенку изображение и попросите нарисовать то, что он увидел.по памяти. Не обязательно передавать подробности картинки, лучше рисовать общие и важные элементы.
Истории
Расскажите ребенку выдуманную историю, где главный герой посещает разные места, использует много инструментов и приспособлений. В конце рассказа попросите ребенка вспомнить, где был, что применял герой в делах. Здесь тренируются и память ребенка, и его внимательность.
Заключение
Теперь вы знакомы с теоретической и практической сторонами развития памяти у ребенка и можете смело применять новые знания. Главное – сделать занятия интересными, желание малыша – важное условие в развитии новых навыков. Для того. чтобы развивать ребенка комплексно, прочтите нашу статью о развитии мышления у детей.