Раннее детство – время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются человеком в течении всей жизни, в том числе, и мелкой моторики. Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
- движения и действия, совершаемые всем телом;
- движения и действия, совершаемые руками.
Связь мелкой моторики и развития речи
Все учёные, изучавшие деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки на его развитие, так как центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевой зоны. Учёными проводились электрофизиологические исследования, доказывающие это утверждение. У шестинедельных младенцев в доме ребёнка записывались биотоки мозга. Затем у одних детей с помощью массажа кисти руки и пассивных сгибаний и разгибаний тренировали правую руку, у других – левую. Через месяц и через два месяца после начала тренировок повторно записывались биотоки мозга, и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлении волн высокой частоты, что является показателем созревания мозга. Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали появляться в области двигательной проекции, а через два месяца – в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.
Аналогичную закономерность можно проследить, зная нормы развития ребёнка, о которых мы говорили ранее.
В 5 месяцев ребёнок начинает захватывать предмет, противопоставляя большой палец другим, то есть, движения пальцев становятся более свободными. В 6 месяцев захват предметов становится более точным, уверенным. А в семь месяцев появляется артикуляция слогов «да – да», «ба – ба». В 8 – 9 месяцев малыш берёт мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства чётко прослеживается зависимость: по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идёт развитие речевой функции.
У многих современных детей, к сожалению, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. В наше время мало говорят о важности формирования умений и навыков, упор делается на знания. Модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками, а навыки, необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.