Быть родителем — звучит гордо. Но, как известно, с большой силой приходит и большая ответственность: то, каким человеком вырастет ваш ребёнок, зависит только от вас. В детстве мы впитываем в себя гораздо больше нового, чем за всю нашу последующую жизнь. Именно в раннем возрасте начинают формироваться понятия об основных жизненных ценностях, черты характера и то, что будет играть важную роль в поступках, принятии решений, в определении социальной роли, места в жизни и в определении поведения в целом — психическое здоровье. Очень многие взрослые люди жалуются на проблемы с социализацией, которые появились у них из-за трудной обстановки в семье. Если вы желаете сделать всё для того, чтобы у вашего ребёнка не появлялось подобных сложностей, а сам он рос развитым, здоровым психически и физически, то эта статья для вас.
Факторы, влияющие на психическое здоровье:
Семейное благополучие
Путём многочисленных исследований эксперты ВОЗ выявили, что добрая часть детей с нарушениями психического здоровья приходится на тех, кто растёт в условиях семейного разлада. Конфликты и ссоры родителей — всегда большой стресс для маленького человечка. Ребёнок переживает, волнуется, начинает чувствовать беспокойство и неуверенность в себе. Последствия такого эмоционального напряжения становятся ещё хуже, когда в свои длительные конфликты и сложные взаимоотношения сами взрослые вовлекают собственных детей, будь это осознанно или нет. Конечно, у нас, как и в любой другой семье, возникают какие-то недопонимания и разногласия, но мы стараемся не выносить их на глаза ребенка. Малышу не нужно понимать, что родители ссорятся. Уложите его спать, обнимите и поцелуйте, и обсуждайте все свои проблемы друг с другом.
Как выражается дисгармония в отношениях родители-дети?
- Ребёнок, испытывающий недостаток или же полное отсутствие эмоционального контакта с родителями, как правило, страдает от навязывания взрослыми представлений о «хороших» детях. Эмоционально отверженный малыш часто окружён равнодушием, недостатком контроля, родительской ласки и теплоты. Знания в его голове появляются беспорядочно, речевой запас остаётся достаточно скудным, он не знает духовных потребностей и редко сдерживает свои чувства, любит выражать недовольство. Такие дети часто становятся участниками драк и зачинателями шумных скандалов. В основе такого воспитания часто лежит проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родитель видит в подростке черты характера, свойственные самому себе, но не желает их признавать.
- Излишнее внимание со стороны родителей к здоровью, успехам чада может также плохо влиять на его психоэмоциональную сферу. В основе таких взаимоотношений лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности и желание компенсировать их через своего ребенка. После того, как родители присвоили ребёнку центральное место в семье, роль «кумира», ему становится гораздо сложнее общаться со сверстниками. а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов в спорте, в искусстве и т. д.
- Чересчур суровое отношение к ребёнку тоже не повлечёт за собой ничего хорошего. Бывает, детей подвергают незаслуженным оскорблениям, заставляют выполнять гору домашней работы — такую большую, что у них просто не остаётся времени на собственные потребности, свойственные его возрасту (походы в кино, прогулки, чтение книжек). Такие родители рискуют воспитать не просто нерешительного и робкого ребёнка, но и того, кто в более старшем возрасте будет с ненавистью отзываться о тех, кто их вырастил.
Важно, чтобы супружеские отношения родителей были психически здоровыми и гармоничными. Они должны основываться на любви, понимании, взаимной поддержке, терпимости друг к другу и уважении.
Дабы создать благоприятный психологический климат в семье, нужно следить, чтобы каждый из членов семьи мог личностно развиваться, чтобы ничьи права и интересы не ущемлялись, а в доме царили сплочённость и доброжелательная требовательность друг к другу. Никто не должен чувствовать себя незащищённым, испытывать чувство стыда за семью. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизни в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Будьте открытыми, обсуждайте все интересующие вас темы, выполняйте вместе домашние дела и вместе проводите досуг.
Для поддержания хороших детско-родительских отношений следуйте этим пунктам:
- С личными проблемами справляться вовремя, в семье поддерживать тёплые отношения. Счастливые родители – лучшая защита для ребенка.
- Слушать и любить детей, не игнорировать их запросы и нужды, быть отзывчивым. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен или огорчен – обнимите его и постарайтесь выслушать. Да, возможно вам покажется, что это полнейшая глупость, но для ребенка это имеет огромное значение. Он видит, что не безразличен вам.
- В обращении с детьми оставаться простым и непосредственным.
- Расположить ребёнка к тому, чтобы он мог выражать свои чувства. Любое эмоциональное напряжение нужно вовремя стабилизировать.
- В вопросах воспитания действуйте с партнёром согласованно, ведь ребенок не может следовать одному из указаний, не ослушавшись при этом другого. Следовательно, он неизменно будет вызывать родительское неудовольствие.
Это всё составляющие налаженного эмоционального контакта между родителем и ребёнком.
Эмоциональный контакт с взрослыми
Важной частью успешно установленного эмоционального контакта является вовлечённость родителя в жизнь ребёнка. Внимательность к детям — серьёзный аспект, который подразумевает то, что взрослый в курсе того, чем интересуется его чадо, о чём мечтает, что его страшит, о его отношениях со сверстниками, что составляет содержание его жизни в перерывах между сном/учёбой/принятием пищи. Для этого нужно время от времени просто проводить время с малышом: играть, гулять вместе, готовить, смотреть мультфильмы, общаться и получать удовольствие от этого взаимодействия. Душой и мыслями будьте вместе с малышом. Чтобы развеяться, выберите тёплый денёк и поезжайте, например, за город с ним (можно и его приятелей прихватить). Маленькое путешествие точно внесёт больше красок в жизнь малыша, а вам подарит общие с ним впечатления и воспоминания. Используйте любое удобное время для общения, не забывайте не только слушать, но и рассказывать о себе, о своём прошлом, мировоззрении, чувствах. Вместе читайте книги и обсуждайте их. Лично я могу сказать, что с детства мама много мне рассказывала о путешествиях и спорте, как она ходила в походы и бегала на спартакиадах. Наверное, поэтому, когда мой возраст уже достиг сознательного – для меня спорт и путешествия уже были частью жизни. И сейчас, когда у нас появился ребенок, мы продолжаем много путешествовать, отдыхать всей семьей, заниматься спортом вместе с малышом, рассказывать и показывать ему что же это такое «настоящая сплоченная семья-команда».
Но ни в коем случае не подменяйте эмоциональный контакт контролем — ребёнок почувствует это и лишь захочет спрятаться от этого, закрыться полностью.
Эмоциональный контакт — тонкая и сложная штука, но постарайтесь уделить этому всё-таки должное внимание ради бесценного доверия, понимания переживаний ребёнка и возможности помочь ему.
Социальные отношения
Прежде чем прийти в большое общество (детский сад, площадка, школа) и начать коммуницировать в нём, ребёнок получает старт развития навыков общения именно в семье. Многие психологи склонны считать, что Общительность – это отчасти наследственная черта характера, наличие или отсутствие которой определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Так что родителям чрезвычайно важно сделать всё для того, чтобы научить детей правильно контактировать с окружающими — психическое и психологическое здоровье напрямую зависит от того, как ребёнок наладит связи с обществом.
Помогите ребёнку сформировать адекватное отношение к себе и положительное принятие других. Развивайте в нём навыки понимания своих и чужих переживаний, эмоциональных реакций, объясните, что значит ставить себя на место другого человека. Научите разрешать конфликты (можно использовать примеры из фильмов и книг), объясните, что лучшее решение — это сотрудничество или компромисс. Самым банальным жизненным примером может служить детская площадка, на которой всегда много разных детей. Кто-то охотно делится своими игрушками и хочет играть со сверстниками, а кто-то, наоборот, забивается в угол или постоянно дерется и обижает других. В этот момент родителям очень важно не оставаться в стороне. Будьте примером для своих детей, умейте показать им, как хорошо поступать, а как плохо. В конце концов, вы, как никто другой, знаете своего ребенка и всегда сумеете подобрать для него правильные слова.
Помните, что к ребёнку нужно относиться как к такому же человеку, как и вы сами, просто имеющему меньший жизненный опыт.
Как укрепить психическое здоровье малыша?
Самореализация
Успешная деятельность, а с ней и психическое здоровье, уверенность в своих силах, зависит от успешно налаженных социальных отношений. Вместе с этим приходит и успешная реализация потенциала развития в разных сферах деятельности. Помогите найти вашему ребенку именно то, что ему интересно. Не стоит всеми силами делать из него профессионального спортсмена, если ему нравится рисовать. Родители могут давать советы и подсказки – поверьте, когда ваш ребенок подрастет, он будет вам благодарен за то, что вы уважали его мнение еще в детстве и не навязывали свои «хотелки».
Самооценка и самоуважение
Преодолеть все препятствия можно лишь имея хорошую самооценку и самоуважение, ведь только тогда ребёнок решится спросить совета или помощи, не ущемляя своё самолюбие. Такой человек будет ценить окружающих и себя, сможет преодолевать временные невзгоды и всегда придёт на помощь сам. Часто родители страдают от заниженной самооценки, а потому изо всех сил стараются поднять её уровень у детей. Не стоит проецировать свои проблемы на ребёнка. Помните, что он — отдельная личность со своими особенными мыслями, целями и мечтами.
Не сравнивайте его с другими детишками, особенно, если сравнение не в его пользу — так рождаются комплексы и неуверенность.
Сформировать уверенность, хорошую самооценку и способность “держать удар” поможет:
- Доверие;
- Уважительное отношение к ребёнку;
- Поддержка в случае неудачи, вселение уверенности, что в следующий раз точно всё получится;
- Честность — дети чувствуют фальшь;
- Искренняя похвала;
- Помощь тогда, когда ребёнок сам этого захочет;
- Поручение ребёнку дел, за которые отвечает только он (уроки, что-то по дому) — развитие чувства ответственности;
Ещё совет: попробуйте что-нибудь сделать, смастерить что-нибудь вместе. Труд сближает членов семьи, повышает самооценку и развивает самостоятельность.
Развитие оптимизма
Находите и демонстрируйте ребёнку источники положительных эмоций и успейте с ранних пор настроить его мировосприятие на позитивное. Развитый позитив поможет чаду самостоятельно справляться с сохранением собственного душевного равновесия. А вы, как ближайшее окружение, должны не забывать, что и сами играете большую роль в развитии и этого качества тоже. Ищите позитив во всем, что вас окружает, и тогда ваш ребенок будет чувствовать себя намного счастливее.
Психическое здоровье ребенка и пример старших
Пример близких
“Взрослый всегда прав, он знает больше”, — что ж, тогда соответствуйте этим словам, потому что после них ребёнок точно будет ориентироваться на поведение старших. Становление психического здоровья ребёнка будет зависеть от наличия у окружающих взрослых чувства юмора, доброжелательности, жизнелюбия и жизнерадостности.
Знайте о положениях, которые мешают нам слышать друг друга:
- Команды и приказы — всегда провоцируют на негативные чувства.
- Угрозы (Если такое ещё раз повторится…).
- Нравоучения, проповеди — скука, переходящая в агрессию.
- Оценочная похвала — вместо “умница”, раскройте, что конкретно вам понравилось, какое качество ребёнка вас впечатлило.
- Готовые решения и советы — подтолкните ребёнка к самостоятельному пониманию того, как нужно действовать.
- Критика, выговоры, нотации, доказательства, выводы — всё это провоцирует на месть и борьбу.
- Любые высмеивания и обзывания.
- Догадки и поспешные выводы, интерпретации.
- Расследование и расспросы.
- Уход от разговора, отшучивание.
Несколько советов по тому, как стоит общаться с ребёнком:
- Не нужно вмешиваться в дела ребёнка тогда, когда он не просит. Если он чем-то увлечённо занят, то ваше невмешательство будет служить только знаком того, что всё в порядке и он справится.
- Помогите ему, если ему правда трудно, и он готов принять вашу помощь, но не делайте за него всю работу, а выполните лишь то, что ему не удаётся самостоятельно.
- Постепенно приучайте ребёнка к тому, что быть ответственным и заботиться о своих делах ему стоит самому.
- Не скрывайте того, что и у ваших деяний бывают отрицательные последствия. У ребёнка будет развиваться сознательность и появляться опыт. Он будет взрослеть.
- Выслушайтеребёнка, столкнувшегося с эмоциональной проблемой.
- Если поведение ребёнка вызывает у вас негативные эмоции, скажите ему об этом прямо и спокойно, объясняя, что не так.
- Не требуйте от ребёнка невозможного, адекватно оценивайте обстоятельства.
- Применяйте не наказание, а санкции.
- Свои требования, правила и ограничения формулируйте вместе с последствиями. Не допускайте противоречий, но допускайте гибкость. Тон задавайте не повелительный, а дружественно-разъяснительный. Согласуйте правила между собой.
- Любите детей безусловно и принимайте их!
И напоследок оставим вам небольшую памятку о том, как сохранить психическое здоровье ребёнка.
- Сделайте разговоры обязательной и важной частью вашего взаимодействия с малышом и всегда находите на это время. Говорите, задавайте вопросы, вникайте в проблемы, советуйте.
- Не давите на малыша, позволяйте ему принимать решения самостоятельно, уважайте его мнение.
- Относитесь к ребёнку как равноправному собеседнику и партнёру. Его от вас отличает лишь меньший жизненный опыт.
- Крик — это унижение. Исключите подобные “психологические пощёчины” из практики воспитания.
- Сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь любым успехам вместе с ребёнком и не требуйте от него невозможного в учении.
- Если сравнивать ребёнка, то только с ним самим же, но менее успешным, чтобы не снижать его самооценку.
- Будьте внимательны к своему выражению лица, контролируйте его, когда общаетесь с ребёнком. Хмурые брови, искажённое лицо, глаза, сверкающие гневом — всё это оказывает давление на детскую психику и может отрицательно сказаться на психическом здоровье вашего малыша.
Не забывайте о советах и самом главном правиле — будущее ваших детей зависит от вас сейчас.
Психическое здоровье — трепетный и крайне важный аспект, определяющий всего человека. Когда дело касается состояние детской психики, следует быть ещё более внимательным. Обнимайте, целуйте, хвалите своих детей. Уже давно доказанный факт, что объятия способствую улучшению физического и психологического состояния: повышают стрессоустойчивость, при объятиях выделяются эндорфины – гормоны счастья, которые снимают боль и вызывают эйфорию. Объятия дают чувство защищенности и снимают тревожность. Дети, у которых в детстве было достаточно объятий, обладают лучшим физическим и психическим здоровьем и опережают в развитии своих сверстников. Одно объятие, длительностью 20 секунд, помогает человеку почувствовать себя более счастливым. Я и сама невольно ощущаю чувство радости и счастья, когда просто обнимаю своего сына, мужа, маму или своих любимых друзей. Попробуйте и вы, уверена – вам понравится!
Будущим (и не только) родителям будет невероятно полезно почитать больше о тонкостях воспитания характера детей и особенностях психического здоровья ребенка, чтобы лучше понимать их и помогать вырасти здоровыми и счастливыми людьми.