Чтобы ребёнок заговорил естественным образом и в срок, необходимо давать ребёнку, как это ни банально звучит, больше информации об окружающем мире. Причём информация эта должна поступать от всех органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, так как у детей первого года жизни это основные источники познания внешней среды.
На что обратить внимание при развитии речи?
Зрение
Чтоб в будущем не сетовать на ребёнка: «Он у меня такой невнимательный!», надо с рождения заинтересовывать малыша окружающими предметами. Сейчас можно купить много разных мобилей. Но главное, чтоб подвешенные игрушки заинтересовали малыша. Необходимо стараться, чтоб яркая цветная игрушка попала в поле зрения ребёнка, чтоб он учился фокусировать на ней взгляд и удерживать своё внимание. Чуть позже, когда малыш научится фиксировать и удерживать взгляд, поводите игрушкой вправо, влево, вверх, вниз. Следит за игрушкой? Молодец!
Слух
С самого рождения ребёнка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Сначала маленький ребёнок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается, и ребёнок начинает различать звуки по тембру звучания. Давайте малышу как можно больше информации, концентрируйте его внимание: «Давай послушаем, как дождик капает «кап – кап!»», «Слышишь, машина гудит «би – биии!»», «А это кошка мяукает «мяу!»». «Как сильно жужжит пылесос «ж – ж – ж»». Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность, которую необходима для правильного развития речи.
Осязание
Тёплые мамины руки, ласковые мамины прикосновения, поглаживания, массаж дают ребёнку первые представления о самом себе, своём теле и его ощущении. Если разнообразить тактильные ощущения ребёнка, комментируя свои действия, сопровождая их речью, то зарождающийся пассивный словарь ребёнка через пару лет легче перейдёт в активный, так как будет подкреплён ощущениями: вода горячая или холодная; мячик мягкий тканевый или твёрдый резиновый; кубик деревянный или пластмассовый.
Рекомендации по развитию речи
- Разговаривайте с малышом в течение всего дня. Говорите с ним, комментируйте свои действия, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете.
- Разговаривая с крохой, смотрите на него, поддерживайте его гуление, лепет, повторяйте его звуки, но не торопитесь, говорите медленно, чётко проговаривая звуки. На [у] – вытяните губы, как можно сильнее, вперёд «трубочкой», на [и] – растяните их в улыбке, на [о] – превратите их в овал и так далее. Слуховое и зрительное восприятие помогут в дальнейшем ребёнку тоже правильно и чётко произносить звуки.
- Поощряйте попытки ребёнка произносить новые слова, ведь главное в развитии речи — пробовать!
- Детально и красочно описывайте ребёнку, что он видит, слышит, делает и чувствует.
- Читайте каждый день яркие, разноцветные книжки с детскими короткими ритмичными стишками и потешками.
- Разговаривая с малышом, следите, чтоб речь была чёткой, грамотной, простой и без «сюсюканий».
- Включайте малышу записи детских песенок и сказок.
Что должно насторожить?
- К концу 1-го месяца ребёнок не кричит перед кормлением;
- К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
- К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
- К 7-му месяцу не узнаёт голоса близких, не реагирует на интонации;
- К концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребёнок не повторяет за взрослым звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- К 1 году ребёнок не произносит ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»).