Развивать ручки малыша, а, следовательно, его речь, нужно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши пальцы, захватывая и удерживая погремушки, дитя уже находится в процессе развития.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Пока ребёнок маленький и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, взрослый должен помочь ему загибать пальчики. Для лучшего воздействия их стоит не просто загибать, а слегка массировать:
- поглаживание внутренней и наружной поверхности руки до локтя по направлению «от периферии к центру»;
- сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребёнка одновременно,
- до основания пальцев;
- точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребёнка по направлению от его кончика к основанию, в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой. Все пальцы кисти массируются по очереди;
- отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях: вперёд-назад, в бок – в сторону, по кругу;
- ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребёнка по направлению «от периферии к центру».
Игры для развития мелкой моторики
Множество самых разнообразных игр можно придумать, используя подручные предметы.
- Нажимать на резиновую грушу для развития силы рук. С целью повышения заинтересованности ребёнка можно сдувать ватку или пёрышко со стола или пускать струйку воды при купании.
- Разминать тесто, пластилин, глину. Это делается также для развития силы рук.
- Вдавливать детали в пластилин для формирования захвата двумя пальцами.
- Мять бумагу, развивая силу рук. А потом играть с этими комками в «снежки».
- Рвать бумагу, развивая точность хватания и соотнесение движений рук. Используя полученные бумажные кусочки, можно поиграть в «Осенние листья»
- Перелистывание страниц. После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страничку, одну за другой.
- Нанизывать кольца (шарики, кубики) на стержень, развивая соотносящие действия рук. Для этого необходимо наличие специальных игрушек – разнообразных пирамидок.
- Сортировка мелких предметов для развития хватательных движений (хватание щепотью или двумя пальцами: большим и указательным). Ребёнку предлагают перемешанные в одной коробке бусины (фасоль, горох, камушки и т.д.) и просят разложить их по другим коробочкам, руководствуясь определённым принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребёнок брал по одной бусине, захватывая её щепотью или двумя пальцами.
- Обучение пользованию ложкой, вилкой происходит во время еды.
- Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком. Для этого можно использовать пластиковую бутылку и мелкие предметы. Следить, чтоб ребёнок брал по одной детали двумя пальцами. Обратить внимание на то, что бутылочку надо поддерживать второй рукой.
- Использование разнообразных конструкторов, мозаик.
- Завинчивание и раскручивание крышек. Это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев. Лучше подбирать разные по размеру крышки. Аналогичный эффект даёт расстёгивание и застёгивание молний и пуговиц.
- Лепка. Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину. Каждый раз в занятия можно вносить разнообразие: можно просто слепить что-либо, можно облепить пластилином какие-либо предметы, а можно использовать пластилинографию – растягивать пальчиками пластилин по контуру какой-либо картинки (это может быть платье для феи или модель нового автомобиля).
- Рисование, вырезание, паззлы, конструкторы. В данном случае нужно начинать с простого (вырезание фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями). Вырезание полезно ещё и тем, что оно развивает пространственное восприятие. То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребёнку фломастер и полный простор для творчества, затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести по контурам и т.д.
Необходимо помнить, что некоторые игры подходят только для детей после 3-х лет, потому что малыши раннего возраста всё тащат в рот.