Для развития речи ребёнка необходимо использовать любой подходящий случай, так как развитие понимания происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр.
В предыдущей статье были названы компоненты, из которых состоит создание речевой среды. Рассмотрим это более подробно.
Постоянный разговор с ребенком
Когда ребёнок постоянно слышит речь взрослого, он узнаёт много новых слов и выражений. Поэтому всем взрослым, которые проводят время с ребёнком, необходимо многократно проговаривать все обычные ситуации, все режимные моменты. Именно тогда, когда речь сопровождает значимую для ребёнка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании.
Позже будут приведены примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.
Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых
Требования к воспитанию и обучению должны быть едины и постоянны у всех окружающих ребёнка взрослых. Если же взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в его сознании возникает хаос: к чему же следует стремиться.
Не стоит стараться предугадать желания ребёнка, видя его затруднения во время общения: ведь при этом ему нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли с помощью речи, что явно не ведёт к её развитию.
Привыкнув к тому, что дома его легко понимают, малыш будет ждать того же и в других ситуациях (в гостях, на детской площадке, в детском саду и т.д.). Но когда этого не происходит, он удивляется, потом огорчается. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор всё с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребёнок будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.
Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Речь окружающих взрослых должна быть правильной, должна стать для ребёнка эталоном, так как навык речи формируется по подражанию, усвоение речевых эталонов происходит спонтанно. Поэтому, если взрослые в силу каких-либо обстоятельств неправильно произносят слова («пинжак» вместо «пиджак», «полотенец» вместо «полотенце», «похудала» вместо «похудела», «застегай» вместо «застёгивай»), неправильно ставят ударения в словах («пОняла» вместо «понялА», «созвОнимся» вместо «созвонИмся»), употребляют неправильные формы слова («ложить» вместо «класть»), то существует опасность усвоения ребёнком неправильного варианта речи, который со временем закрепится. По этим же причинам необходимо исключить «сюсюканье».
Общие требования, предъявляемые к речи взрослых, сводятся к следующему:
- речь чистая, без речевых нарушений;
- чёткое произнесение слов, с утрированной артикуляцией звуков, с выделением ударного слога;
- простые короткие фразы из 2 – 4 слова;
- частая повторяемость одних и тех же слов, словосочетаний, предложений;
- использование различных интонаций, различной силы голоса, правильная расстановка пауз.
Постепенное усложнение речевого общения
Постепенно уровень речевого общения ребёнка развивается и усложняется. Чтобы использовать эти новые возможности, необходимо постепенно менять уровень требований к речи малыша. Но важно, чтобы требования соответствовали уровню развития; вредно завышать (постоянное «Скажи!», «Повтори!») или занижать (немедленное исполнение любого желания) их.
Организация специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Поэтому то, что было проговорено в ходе режимных моментов, можно закрепить в специально созданной игре, где главными героями будут разные куколки, солдатики, зверюшки.