Взаимодействие между людьми — обязательный процесс практически любой человеческой деятельности. В рамках данного взаимодействия обыкновенно человеку свойственно общаться и находить друзей.
Умение коммуницировать с другими людьми — едва ли не важнейшее в жизни человека, и основы данного навыка закладываются с самого детства, и ребенку важно научится общаться и взаимодействовать с другими людьми в самые ранние периоды жизни.
Дошкольный возраст
Считается, для детей дошкольного возраста дружбы, во взрослом понимании, не существует — лишь совместная игра со сверстниками, в процессе коей дети учатся совместной деятельности в коллективе. Но уже на данной стадии необходимо обращать внимание на трудности ребенка в общении с другими детьми.
Как в остальных аспектах воспитания, в данном случае немаловажную роль играют взаимоотношения ребенка с родителями и распространенные ошибки в стилях воспитания — гипоопека (недостаточное внимание к ребенку) и гиперопека (чрезмерное внимание к ребенку).
В условиях гипоопеки при возникновении трудностей у ребенка, в частности, в общении, родители зачастую предоставляют малышу самому преодолевать трудности, не вмешиваясь в нужный момент и самоустраняясь, считая, что ребенок самостоятельно научится справляться. Но ребенок, не получая необходимой поддержки со стороны родителей, не ощущая заботы старших, становится неуверенным, что вызывает появление дополнительных сложностей в общении со сверстниками.
В противоположном случае, при гиперопеке, практически все контакты ребенка родитель замыкает на себе. Это приводит к сложностям иного плана — в любом конфликте, даже если ребенок может решить все самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых, малыша просто удаляют из конфликтной ситуации, и у ребенка не формируется умение полноценно общаться с другими детьми. В итоге у ребенка складывается картина мира, где рядом со взрослым комфортно и приятно, а со всех сторон пугающий опасный мир, от которого лучше держаться подальше.
Оба стиля воспитания приводят к нарушению у ребенка процесса социализации, и в будущем малышу становится гораздо сложнее взаимодействовать с людьми.
Начальная школа
Зачастую трудности в общении и взаимодействии между детьми начинаются у ребенка в первом классе.
В большинстве случаев это признак идущей адаптации ребенка к школе. Резкое изменение привычного распорядка жизни, смена предыдущего коллектива с немалой долей вероятности могут привести к трудностям в общении.
Особенно сложно детям, не ходившим в детский сад и являющимися единственными в семье, ибо они испытывают двойной стресс — одновременно начало обучения и попадание в незнакомые условия детского коллектива. Посему крайне рекомендуется до школы пусть даже на полгода отдать ребенка в детский сад, даже ограниченно по времени — к примеру, до обеда. Желательно за некоторое время начать заниматься на подготовительных курсах, дабы ребенок смог освоиться в детском коллективе, научился взаимодействовать с другими детьми. Это снизит уровень стресса при начале обучения в школе, поможет ускорить адаптацию ребенка к новым условиям.
Если вы в курсе о трудностях в общении малыша, заранее поговорите с учителем, попросите обратить внимание на ребенка и помочь ему.
Несомненно, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка — кто-то комфортно себя чувствует, близко общаясь с единственным другом, не обращая внимания на остальных, кого-то огорчает и один недружелюбно настроенный ребенок в классе. Необходимо чутко реагировать на возникающие у ребенка трудности, дабы он мог почувствовать поддержку со стороны родителей — это придаст малышу уверенности в собственных силах, и, вероятно, ребенок сможет самостоятельно справиться со сложностями без непосредственного вмешательства родителей.
Если в течение полугода адаптация к школе не закончилась, и проблемы сохраняются — стоит обратиться к школьному психологу, дабы постараться преодолеть возникающие трудности в общении на раннем этапе, ибо в будущем проблема может усугубиться.
Средняя и старшая школа
На данном этапе жизни ребенка в связи со сложными процессами взросления (т.н. переходный возраст) зачастую усугубляются трудности в общении, начавшиеся ранее. В подростковом возрасте ценность общения со сверстниками выходит на первый план, и ребенок начинает острее переживать недостаток общения и собственные сложности в выстраивании дружеских взаимоотношений.
Зачастую в подростковом возрасте у ребенка меняются интересы, и старые друзья не разделяют их. Во время кризиса подросткового возраста само понятие дружбы начинает претерпевать изменение — уже недостаточно просто вместе гулять, играть и т.д., необходимо общение, как это понимают взрослые, т.е. возможность поделиться внутренними переживаниями, необходимость понимания со стороны другого.
Что делать родителю в данном случае?
- Для помощи ребенку необходимы доверительные взаимоотношения, ибо без них, в силу подросткового кризиса, едва ли ребенок станет делиться переживаниями с родителями. Поэтому, первое — выстроить доверительные взаимоотношения с ребенком.
- Помнить, про весьма высокую чувствительность подростков. Тут необходимо чувствовать весьма тонкую грань — не пропустить признаки действительно настоящих трудностей, с другой стороны — не бросаться по любому поводу, особенно с учетом зачастую весьма бурных реакций подростков на не самые значимые вещи.
- Ежели вы чувствуете, что не можете помочь самостоятельно — лучше обратиться к психологу — школьному или частному, прежде чем проблема усугубится.
Подводя итоги
- Общение — базовая потребность человека;
- В дошкольном важно способствовать нормальной социализации ребенка;
- В младшей школе необходимо способствовать адаптации ребенка к школе и новому коллективу, своевременно замечая и помогая ребенку справиться с возникающими трудностями в общении;
- В средней и старшей школе при возникновении серьезных проблем лучше обратиться к психологу.