Будучи мамой, я часто сталкиваюсь со спорами относительно пользы и вреда раннего развития детей. Даже врачи-педиатры не сходятся в едином мнении на этот счёт и говорят, что результат будет зависеть как от выбранной методики, так и от самих родителей с детьми.
Среди знакомых семей также всё чаще слышу, что в раннем детстве слишком сильные нагрузки недопустимы. Также некоторые считают, что «развивашки» только прививают нелюбовь к учёбе с первых лет и, вообще, вредят естественному порядку вещей. Другие, напротив, полагают, что это важнейший пункт в воспитании детей, и без него никак.
Сегодня я поделюсь с вами собственными размышлениями и опытом по этой сложной и противоречивой теме.
Что такое раннее развитие
Для начала разберёмся, что я имею в виду под ранним развитием. Это не совсем обучение, как думают некоторые мамы и папы. Обычно они хвалятся, что дитя знает английские буквы, цифры… Но это всё как раз об обучении, хотя развитие для раннего детства более важная вещь. Примерно до возраста года малышу вообще практически ничего, кроме материнской любви и заботы, не нужно. Именно это в дальнейшем подтолкнёт чадо к изучению мира.
Ранним развитием имеет смысл заниматься только после года. И именно «ранним» оно считается до трёх лет в среде психологов и врачей. В этот промежуток времени ребёнок начинает активно меняться и приобретает навыки в моторике, речи и деятельности с предметами. Они и станут базой для дальнейшего развития.
Самый активный период познавательного странствия по большому миру у детей начинается в момент, когда они учатся ходить. Эта способность значительно расширяет рамки изучения окружения. Когда чадо умеет самостоятельно передвигаться, он или она постепенно начинает искать, прятать, закрывать и открывать окружающие объекты. Да и много чего ещё! На мой взгляд, ходьба – это первый и самый важный билет ребёнка в окружающий мир. Предметы, которые малыш осматривает, нюхает, трогает, дают ему первую информацию о том, что творится вокруг. А главное, что для игр открывается целый набор доселе недоступных возможностей! Всё это плавно приводит к развитию интеллекта.
Когда ходьба хорошенько оттачивается, в малыше просыпается интерес к предметной деятельности. То есть, к тому, что можно делать с окружающими объектами. Некоторые из них можно соединять друг с другом, по другим можно громко стучать, а третьи и сами не прочь издать звуки. Короче, сплошной интерес вокруг!
По мере того, как дитя погружается в мир вещей, оно начинает изучать основные признаки: цвет, форму, текстуру, размер, материал. Соответственно, мозг начинает строить связи, что вот с этой штукой можно поиграть вот так, а с этой – так делать не стоит. Это и есть начало развития наглядно-действенного мышления, а затем – речи.
Речь ещё больше раздвигает границы доступных действий перед ребёнком! Ещё бы, ведь теперь ваш сын или дочка потихоньку учится коммуницировать с окружающими детьми и взрослыми, а это очень интересно. Как и наблюдение за всем этим процессом. Первые слова своего ребёнка забыть невозможно!
Так вот, все занятия по раннему развитию сконцентрированы вокруг развития этих трёх навыков! Поскольку поле возможностей для детей они открывают обширное, вариаций развивающих упражнений также огромная масса. Делятся они на две основные методики. Обе они признаны в мире, активно используются родителями со всех уголков света. На самом деле подходов существует огромное множество, но далеко не каждый даёт хорошие и стабильные результаты, во многих случаях всё крайне индивидуально.
Методика 1: «метод Монтессори»
Раньше методика была известна только профессионалам, но сейчас всё больше мам и пап погружаются в неё, чтобы самим осваивать тонкости раннего развития. По факту, каждый родитель так или иначе использует его элементы. В каждом доме или квартире есть то, что можно застегнуть, расстегнуть, отсортировать. Не всегда, конечно, подобные эксперименты заканчиваются хорошо для вещей, но именно они и являются частью метода Монтессори. У всех ведь была «та самая любимая чашка» или кофта, которая не пережила детских экспериментов… так вот, это тоже был опыт для вашего малыша, который помог ему развиваться. Утешение, я считаю, достойное, вещи есть вещи!
Шнуровки, сортеры для фигур разных форм, застёжки, кликеры – всё это игрушки, работающие по принципу Марии Монтессори. Как правило, занятия по её образцу должны проходить в подготовленных комнатах, оснащённых специальным игровым инвентарём. Главный принцип – ребёнок может сам передвигаться и решать, что ему в данный момент хочется поделать, но другой важный пункт – ему необходимо будет убрать за собой после игры. Последний момент – каждая игрушка в помещении должна быть в единственном экземпляре.
Методика 2: комплексные занятия и аналогичные методы
Обычно их считают противоположностью первому методу. Во-первых, организованы упражнения малыша так, чтобы он плавно передвигался от блока к блоку. Каждый из них развивает собственную часть навыков: моторику, музыкальный слух, речь, знания о мире вокруг и так далее. Все эти фрагменты подбираются индивидуально под каждое чадо и учитывают его собственные черты характера, темперамент, уровень развития, эмоциональное состояние.
В каждом из них есть собственные задания и упражнения. Если всё это правильно не учесть, малыш быстро потеряет интерес и не станет делать то, о чём его просят. На своём опыте могу сказать, что целенаправленность у детей только-только начинает появляться, поэтому увлечь их такой деятельностью в возрасте 1-3 лет сложно, нужно реально уметь это делать.
Чем оба метода примечательны (плюсы и минусы)
Первый и главный минус первого метода состоит в том, что лучше осваивать его в специальном центре. Так и навыки социализации будут «прокачиваться», и самостоятельность. Мамы и папы, чьи дети успешно освоили метод Монтессори надлежащим образом, говорят о том, что их чада научились самостоятельно играть и собирать за собой игрушки. Это один из главных плюсов. Из недостатков можно назвать также то, что ребёнок привыкает к определенным играм и инвентарю, после него сложнее переключиться на домашние вещи, если они отличаются.
Вторая методика может проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Социализация – важный аспект, так что лучше попробовать подобрать комфортную группу. Плюс в том, что для каждого ребёнка можно создать индивидуальный план, который будет включать всё самое необходимое, полезное и развивающее. Однако замотивировать его заниматься будет сложно, как я и сказала ранее. Причём чадо может охотно повторять отдельные элементы из занятий дома, а на самих занятиях не проявлять интереса. Такой вот парадокс, знакомые родители неоднократно рассказывали нечто подобное. Также, по моему опыту, в группе уделяется меньше времени развитию индивидуальных талантов малыша, но зато он общается со сверстниками и учится коммуникации.
Можно ли учить ребёнка только дома
Всему научить точно не получится, потому что ребёнку нужно общаться со сверстниками. Как вы понимаете, делать это в группе гораздо удобнее. Также хороший специалист может подсказать, что скорректировать, и как правильно себя вести, чтобы малыш гармоничнее развивался. Дома таким специалистом будете вы или супруг. Если соответствующий опыт есть, почему бы и не попробовать, но у большинства мам и пап его попросту нет. Как, собственно, и у меня в начале материнства. Сейчас-то я успела научиться многому, а вот поначалу было сложно.
Также отмечу, что сыну было трудно воспринимать меня в качестве учителя и наставника, я ведь, прежде всего, его мама. В этом плане посещение центра помогает переключить внимание и сфокусировать его в нужной области.
О вреде раннего развития
Для начала скажу, что я (как и многие мамы и педиатры) считаю, что раннее развитие полезно, но не необходимо. Это интересный путь к тому, чтобы начать формирование личности. Мамы и папы говорят о том, что решающую роль все равно сыграет детский сад, даже занимавшиеся до него дети потом примерно приравниваются к остальным, но это не совсем так. Да, действительно, дитя освоит все базовые навыки и в саду, но, если вы хотите, чтобы умений было больше, лучше посещать специальные занятия. Сад рассчитан на развитие базового уровня, с которым справится большинство детей. Если вы хотите большего, без дополнительных методик тут не обойтись.
Ещё одна моя знакомая пара говорит о том, что всё должно идти своим чередом, а раннее развитие только «грузит» ребёнка и мешает тому, как всё заведено в природе. Я, конечно, с таким подходом совершенно не согласна. Перестараться и тут можно, но с адекватным взглядом на своё чадо вред нанести будет крайне сложно. Понятное дело, что учить ребёнка считать, складывать и умножать, если он не знает даже понятий «мало» и «много», это занятие совершенно бесполезное. Перегруз неясной информацией вызывает стресс, но ведь до этого можно не доводить. Всё нужно делать с умом и знать меру! Тогда раннее развитие поможет вам раскрыть полезные и интересные грани в вашем сыне или дочери. Чего я вам и желаю!