Люди любых возрастов обожают игры. Они входят в нашу жизнь с самого детства и остаются в ней навсегда. Даже рабочие процессы крупные компании пытаются геймифицировать, то есть, сделать аналогичными играм: с целью, наградой и. т. д. Но сегодня мы снова поговорим о детях… и их сообразительности! Правда, статья действительно будет касаться игровой тематики.
Приятно, когда получается найти занятие, которое будет не только интересным, но и развивающим. А ещё приятнее, когда для него не нужно заготавливать сложный реквизит и долго учить правила! Мы уверены, что у каждого папы и у каждой мамы таких простых игр наберётся с добрый десяток, потому что обойтись без них в очереди или дома, когда нечем заняться, сложно. Да и придумать их бывает просто: например, сосчитать все белые машины или угадать, какой предмет вы описали. Сегодня мы добавим к этому списку ещё несколько оригинальных развлечений, они точно придутся по душе вам и вашему ребёнку.
1. «Что не так?»
Эта простая игра отлично развивает сообразительность, память и внимание. Если ваш ребёнок мал, играйте в её «базовую версию». Для этого соберите от пяти до десяти игрушек в ряд, покажите их малышу и попросите выйти из комнаты. Затем уберите парочку предметов, а остальные переставьте местами. Попросите маленького сыщика понять, что же изменилось, пока он отсутствовал. Дальше можно добавлять игрушки, чтобы постепенно повышать сложность. Но не спешите сразу загрузить малыша, иначе задание получится слишком сложным, и весь интерес пропадёт. Сделайте задачу сложной, но выполнимой.
Вариант для усложнения: попросите ребёнка походить по комнате и запомнить, что и как в ней стоит. Пока юный Шерлок отлучится выпить чайку с печеньем, переставьте в комнате что-нибудь, уберите пару предметов с видных мест. Когда чадо вернётся, спросите его, что в помещении поменялось.
Если вы играете с ребёнком, который приближается к подростковому возрасту, задачу можно сделать ещё интереснее. Например, вы можете поставить магнитную доску, нарисовать на ней специальным маркером знаки и рисунки, повесить фотографии и картинки. Можно подобрать всё это по определённой тематике или случайным образом. Дайте ребёнку время, чтобы внимательно осмотреть комнату и запомнить расположение предметов в ней. Дальше проделайте то же самое, что и в других вариациях игры. Отличие в том, что вы увеличиваете количество деталей, а в качестве задания со звёздочкой, можно спрашивать, например, что было изображено на одной из фотографий или какой текст был написан на доске.
2. «Что я описал?»
Теперь поработаем с ассоциативной частью смекалки вашего чада! И немного «залезем» на территорию творческого мышления. Придумайте словосочетание, описывающее определённые признаки предмета, например, «чёрный куб», и попросите ребёнка назвать, что может подойти под это описание. Перед началом исключите самые очевидные предметы, вроде старого телевизора или пуфика.
3. «Словоблудие»
Эта игра подойдёт и для долгой дороги на дачу, и для прогулки, да и для любого другого выхода по делам. Правила просты: вы выбираете ребёнку номерной знак машины, а он должен составить из букв в нём любое существующее слово, добавляя новые. Когда задание будет выполнено, ведущий меняется и т. д. Можно поставить условие, что буквы должны идти по порядку, подряд друг за другом или любое другое. Когда вы освоитесь, можно попробовать составлять истории из нескольких слов, поставленных друг за другом. Если долго играть в эту игру, может получиться целый интересный рассказ!
4. «Как это можно применить?»
В наше время нужно обладать разными навыками, чтобы быть востребованным специалистом. Но сообразительность и умение творчески подходить к решению тех или иных задач – ультимативные преимущества любого человека любой специальности. Эта игра как раз направлена на их развитие. Суть её очень проста: нужно придумывать, как привычные предметы полезно применять в непривычных ситуациях.
Например, как использовать чек из магазина? Заложить им страничку в книжке или оставить для записи номера, когда под рукой не окажется бумаги. А может, и вовсе отложить для растопки камина на даче! Эту игру можно продолжать практически бесконечно, она помогает искать креативные ответы на простые вопросы и, к тому же, помогает экологии, потому что учит повторно использовать не самые полезные вещи.
5. «Вспомни, что я сказал»
На самом деле, это изначально не игра, а способ тренировки памяти от нейропсихологов, но одно другому не мешает. Ведущий должен назвать несколько самых разных предметов из далеких областей, а игрок должен хорошенько их запомнить, чтобы затем воспроизвести в том же порядке через минуту, три, пять, полчаса и час. Если вы хотите поработать с визуальной памятью, то предметы следует показывать.
В этой игре есть хитрость: запомнить 5 предметов просто, а вот 12-16 – сложная задача даже для взрослого. Чтобы справиться с заданием, можно применить мнемонический метод, построенный на ассоциативном мышлении и нашей способности запоминать сюжеты лучше, чем отдельные несвязанные факты. Расскажите ребёнку, что на основе показанных или названных предметов можно придумать небольшую историю, так их запоминание заметно облегчится.
6. «Что в сундуке?»
Это старая и классическая игра, которая учит внимательно слушать собеседника. Первый человек должен сказать: «Я нашёл на чердаке у деда в сундуке подзорную трубу (или любой другой предмет)». Следующий человек должен повторить слова предыдущего и добавить что-то своё и так далее.
7. «Фотоохота»
Игра для двоих: первый человек должен сфотографировать как можно больше разных объектов (автомобили, животные, растения – сойдёт всё), второй должен определить, что нашёл фотограф. Или можно построить её как квест: вы пишете задания (что нужно сфотографировать), а маленький натуралист ищет это и предоставляет вам отчёт. В конце фотографа нужно поощрить щедрой наградой.
8. «Найди схожести»
Смысл игры – находить общие признаки у совершенно разных предметов. Например, назвать 10 схожих черт у вороны и табуретки или у детской площадки и динозавра. Дайте подсказку, что похожести могут быть не только в самих визуальных образах предметов, но и в словах, которые их обозначают. Эта игра также помогает решать задачи творчески и развивает креативность.
9. «Данетки»
Задача ведущего в том, чтобы дать игроку результат-экспозицию какого-то загадочного происшествия с минимумом подробностей, а задача игрока — разгадать, что случилось. Правда, делать он это может только посредством вопросов, ответами на которые могут быть только «да» и «нет». Например, ведущий на радио красит губы в зелёный, почему так происходит? Ответ: в эпоху, когда телевидение было чёрно-белым, на нём использовались красные фильтры, которые «съедали» красный цвет. Для этого и нужна была зелёная губная помада.
10. «Великий комбинатор»
Смысл игры совмещении двух совершенно разных предметов, чтобы полученный в результате скрещивания объект приобретал полезные свойства обоих. Таким же способом можно придумывать собственных супергероев с неожиданными способностями, например, человека-табуретку или леди-пиццу.