Все больше детей использует формат аудио для познания мира литературы. Читать им не очень интересно, а вот слушать – вполне. Эксперты по грамотности говорят, что аудиокниги помогают читателям (или слушателям?) настроить свой слух на восприятие художественных произведений, что часто пробуждает желание взять ручку и написать что-нибудь самому.
Аудиокниги становятся все популярнее
Спрос на аудиокниги значительно вырос из-за коронавируса – отмечает руководитель Audible в Азиатско-Тихоокеанском регионе Линн Картрайт-Брэдфорд:
«Во время пандемии многие семьи сталкиваются с проблемой поддержания баланса между обучением и развлечением детей. Особенно, если родителям самим приходится работать из дома», — сказала она. «Именно поэтому детский контент Audible в это время стал популярнее, чем когда-либо».
Приложение богато на различную литературу: на Audible представлено более 50 000 детских произведений, в том числе хиты: «Гарри Поттер», «Фантастический мистер Фокс» и «Зачарованный лес».
«Детские аудиокниги обладают иммерсивным (погружающим) свойством, которое оживляет истории», — сказал Картрайт-Брэдфорд. «Когда дети слушают книги, они используют свое воображение и творческие способности, чтобы визуализировать персонажей и далекие страны… даже самый упрямый поборник чтения и непоседа невольно отправится в фантазийное странствие при прослушивании увлекательного произведения. А ещё, мне очень нравится, что аудиокниги помогают моим детям проводить меньше времени за играми и ТВ».
Ученые и авторы об аудиокнигах
Эксперт по языку и грамотности доктор Мисти Адониу считает, что аудиокниги позволяют детям воспринимать ритм гораздо более сложного языка и грамматики, чем тех, что свойственны для нашей повседневности.
«Дети учат новые слова, которые никогда не услышали бы в привычной жизни», — говорит доктор Адониу. «И здесь совершенно не играет никакой роли степень образованности их родителей, все равно мама и папа не будут говорить книжным языком в быту».
«Регулярное прослушивание аудиокниг нарабатывает наслышанность к языку у детей, поэтому литературная манера речи постепенно перестаёт звучать для них вычурно». Подобное прослушивание может даже побудить малыша написать свой первый рассказ!
«Пополнение лексикона через аудиокниги – идеальный вариант для современных детей, ведь после прослушивания они смогут использовать изученные слова в собственной речи. И даже более того, невольно будут это делать!», — сказала доктор Адониу. «Увлечение аудиокнигами помогает малышу раскрыть мир с разных сторон и сделать свою речь более разнообразной и интересной».
Автор бестселлеров Мэтт Стэнтон читает в приложении серию собственных произведений «Веселые дети» и считает, что такая практика помогает детям проще включиться в сюжеты и истории.
«Если у ребенка есть проблемы с чтением, это может стать настоящим препятствием для его страсти к творчеству и рассказыванию историй», — сказал Стэнтон. «Слушая аудиокниги, ребенок не теряет структуры произведения, как это обычно происходит при просмотре экранизаций или знакомстве с другими художественными произведениями, лишь вдохновлёнными печатным первоисточником. Чадо слушает описания, диалоги и метафоры, представляя всё это у себя в голове. Потом дитя сможет использовать этот инструментарий и для собственных придумок».
Стентон сказал, что записывать аудио-версии собственных книг — это весело, потому что читаешь для настоящих детей, но разделённых с тобой временем и пространством:
«Маленькие слушатели могут ехать куда-то в наушниках или слушать книжку в кровати перед сном», — сказал он. «А я в свою очередь делюсь с ними историями, и они слышат рассказы из первых уст! Это отличный опыт как для писателя, так и для читателя. Аудиокниги отлично подходят для поездок на автомобиле, потому что рассказы всегда выигрывают от выразительного прочтения. Аудиокниги также предоставляют родителям прекрасную возможность насладиться историями, которые любят их дети, вместе с ними. Аудио-формат отлично подходит и для того, чтобы заниматься чем-то параллельно с прослушиванием. Я слушаю их, когда бегаю, мою посуду или даже придумываю свои собственные книги. Это отличная альтернатива сериалам и подкастам».
Мнение родителей
Отец двоих детей Джереми Коул познакомил 10-летних Нааву и 8-летнего Оливера с аудиокнигами, когда те ещё даже не ходили в школу.
«Они так быстро прониклись прослушиванием литературы, что это было просто невероятно», — сказал он. «Преимущество аудиокниги состоит ещё и в том, что её можно слушать ночью… со всей атмосферой, которую создает рассказчик собственными средствами выразительности».
«Если бы я оставил Олли одного в комнате читать, он бы не стал этого делать, и скорее предпочёл бы игрушки, тогда как аудиокниги он охотно слушает перед сном – это целый ритуал. Наава обычно днём читает свой Kindle (электронная «читалка»), а когда свет гаснет, переходит к аудиокнигам».
Наава под влиянием аудиокниг начала писать собственные рассказы. Вот что говорит о её историях отец:
«Атмосфера, которую она создает в первых трех или четырех предложениях, отлично задаёт тон дальнейшему сюжету», — сказал он. «Хотя, сейчас она пишет просто для развлечения, судя по её собственным словам, конечно».
Главный герой истории Наавы, Джейк, — школьник, который должен победить хулигана и спасти своих родителей от похитителей. Юная писательница считает, что именно аудиокниги помогли ей развить необходимые навыки автора:
«Мне нравится слушать истории в формате аудио, потому что они дают мне вдохновение для собственных рассказов», — сказала она. «Думаю, что и в школьной программе эти знания мне очень помогут, особенно с подготовкой презентаций и текста к ним. Когда Дэвид Уоллиамс читает свои рассказы, он делает это плавно. Я хочу натренироваться и читать не хуже! А ещё, аудиокниги здорово успокаивают разум и не напрягают глаза. В остальном это всё те же книжки».