Детство – время, когда мы получаем большинство информации об окружающем мире. Чем более она будет исчерпывающая, тем легче адаптироваться в обществе в дальнейшем. Есть ряд навыков, которым малыша лучше обучить как можно раньше. Одним из них является способность правильно распоряжаться деньгами.
Хороший пример: каждый год, начиная с самого рождения, один шотландский мальчик получал от отца необычный подарок – бутылку отличного виски. В стране килтов и волынок распитие алкоголя разрешено, как и у нас, с 18 лет. Ребенок мог подождать совершеннолетия и устроить грандиозную вечеринку с друзьями или тайно дегустировать напиток, пока родители не видят. Однако парень поступил гораздо мудрее – он оставил каждую подарочную бутылку, в один момент продал всю свою коллекцию, денег хватило на небольшой собственный дом. Так подросток превратился в гордого домовладельца.
Если бы родители не дали парню урок по обращению с деньгами в нужный момент, всё могло бы сложиться иначе.
Раньше – лучше
Об этой истине в один голос твердят и педиатры, и детские психологи, и даже бизнес-тренеры: как можно раньше знакомьте малыша с миром финансов. По опросам, лишь треть россиян хочет или откладывает деньги на «черный день», хотя практически все опрошенные согласны, что так делать правильно и необходимо.
Умение копить и понимание, откуда родители берут деньги, идут рука об руку. Когда малыш начинает понимать, что зарплата не приходит просто так, возникает и базовое понимание финансовых отношений между людьми.
Давайте разберем несколько стандартных детских вопросов про деньги и ответим на них словами специалистов-психологов.
Зачем взрослым нужны деньги
Это первый вопрос, обычно задаваемый детьми. Объясните малышу, что у каждого есть потребности в еде, крыше над головой, электричестве и других удобствах. Все они не появляются из воздуха и стоят денег. На эти же «бумажки» можно покупать ценные вещи: путевки на море, игрушки, конфеты.
Чтобы зарабатывать, нужно найти работу, где ты должен будешь прикладывать свои силы (умственные и физические) и время для решения определенных задач. За это работодатель и платит заработную плату.
Время разных людей стоит по-разному. Например, человек, который мало учился, сможет выполнять меньше работы, чем образованный. Разъясните крохе, что профессия может быть не только финансово полезной, но и увлекательной, главное найти любимое занятие и превратить его в заработок.
Почему мы покупаем это, а не другое
«Хочу» и «надо» — две разные категории, потребности и желания – разные вещи. Спросите малыша: «Как ты считаешь, есть в течение дня – это больше относится к «я хочу» или к «мне надо»?». Подведите его к правильному ответу, приведите аргументы, что без еды нет энергии, живот урчит. После этого задайте другой вопрос: «Новая игрушка – это то, что надо, или то, что хочется?». Такими же наводящими аргументами приведите ребенка к логичному ответу.
А теперь пришло время для более сложных вопросов: «Как ты думаешь, новые кроссовки нужны или просто хочется их купить?». Единственно верного ответа на этот вопрос нет. Ведь это может быть очередная красивая пара или замена единственной порвавшейся. В первом случае – желание, во втором – потребность. Так взрослые и рассуждают. Объясните ребенку разницу на этом примере.
Если малыш все еще плохо ощущает разницу, поиграйте с ним в игру-аналог «Съедобное-несъедобное»: бросаете мячик, а чадо должно поймать его и ответить «хочу» или «надо». Меняйтесь ролями от партии к партии.
Зачем нужен список покупок для похода в магазин
Берите с собой ребенка в супермаркеты – отличная возможность потренировать его ответственность и самостоятельность! Конечно, не исключены и капризы, но делать это обязательно нужно. Расскажите, что вы составляете список покупок, чтобы не потратить лишнего, и денег хватило на несколько закупок.
Чтобы облегчить вам объяснения, существует книжка «Конни идет за покупками» (серия «Лучший друг – Конни»). В ней героиня идет в магазин с мамой, книжка поможет ребенку понять, как работает розничная торговля, как там все устроено и как правильно закупаться.
После теории переходите к практике. Возьмите чадо с собой и попросите помочь вам составить список, найти и взвесить необходимые продукты, сложить их в сумку. Так ребенок почувствует себя взрослее и ответственнее, ведь у него есть собственные обязанности!
Как купить новую игрушку
Малыш в очередной раз приходит к вам, чтобы попросить новый велик? Скажите, что для этого нужно продать старый. Сделать это можно с помощью мамы и папы, выложив объявление на сайтах-барахолках. Так покупка обойдется дешевле и станет выгоднее – это и есть ликвидность.
Подобный подход учит бережнее относиться к вещам и лучше оценивать их стоимость.
Еще один хороший пример – сдача старого телефона для получения скидки на новый. Когда придет время менять мобильник, покажите малышу, как работает большинство компаний, специализирующихся на продаже подобных девайсов. Сдайте старый аппарат и получите скидку на новый. Объясните малышу: чем лучше состояние сдаваемой старой вещи, тем существеннее будет скидка на новую.
Если чадо просит у вас «айфон» последней модели, объясните, что целый дисплей на старом девайсе сделал бы его мечту ближе.
Что делать с карманными деньгами
Карманные деньги – первые финансы, получаемые нами в собственное распоряжение. Их количество может варьироваться в зависимости от разных факторов: потребностей чада, достатка мамы и папы и др. Если ребенку нужно каждый день покупать себе обед, ездить на маршрутке до школы и обратно, то и сумма будет выше. Объясните ребенку причину формирования той или иной суммы на его расходы. Сначала давайте деньги каждый день, затем попытайтесь делать это еженедельно, но в большем объеме. Затем постарайтесь свести выдачу суммы на карманные деньги к одному разу в месяц.
Подобные финансовые отношения научат ребенка распределять деньги. Конни из упомянутой выше детской книжки так и поняла, как пользоваться финансами. Она увидела у подруги красивую новую игрушку и захотела её, родители объяснили, что нужно подкопить для покупки подобной вещи. Героиня стала откладывать понемногу и через некоторое время накопила нужную сумму.
Где и как лучше хранить деньги
Для начала подарите ребенку копилку и объясните, что без надобности в неё лучше не залезать, иначе срок покупки новое вещи будет только увеличиваться. Объясните ему также, копилка – отличный способ хранить деньги, но есть организации, помогающие не только сберечь их, но и преумножить. Здесь же можно немного пояснить про ценные бумаги, банки, акции и валюты, хотя бы на самых простых примерах.
Когда речь заходит о подобных вещах, нелишним будет рассказать о разнице наличных и электронных денег и об их сходствах, показать, как работают зарплатные и кредитные карты. Можно даже завести малышу детскую дебетовую карту. Такие есть у любого крупного банка. Для обращения с ними обычно написан понятный и наглядный интерфейс, в который вшиты элементы игры. Через геймификацию чаду будет проще и веселее вникать в сложные и новые финансовые понятия.
Заключение
Чем раньше вы начнете разбирать с ребенком сложности финансовых отношений, тем скорее он сможет вникнуть в них. Самостоятельность и ответственность – тоже навыки, их нужно нарабатывать и развивать. Лучше делать это с самого раннего возраста. С книжками, наглядными примерами и вашими наставлениями юный финансист освоит азы обращения с деньгами и научится правильно их копить и распределять.
Это крайне полезные умения во взрослом возрасте, ими обладает не каждый. Однако посвятить в эту сферу малыша несложно, главное быть терпеливым и последовательным в своих действиях. Помните, что начнется все с ошибок и непоняток: первые копилки, скорее всего, не доживут до покупки заветной игрушки, а первые карманные деньги разлетятся на ненужные вещи – всё это нормально и является частью процесса познания.