Патриотизм — весьма широкое понятие, любой человек волен понимать патриотизм по-своему, к примеру:
- Любовь к родному краю;
- Гордость успехами страны;
- Деятельное участие в жизни страны;
- Одобрение действий власти;
- Военные подвиги и защита страны с оружием в руках.
и т.д.
Государственные средства массовой информации и система школьного образования весьма узко трактуют данное понятие и в основном сосредотачиваются на военно-патриотическом воспитании, представляя патриота как исключительно марширующего строем в униформе солдата, влюбленного в белые березы и мечтающего отдать жизнь за Родину.
Поэтому у многих людей слово “патриотизм” вызывает неоднозначную реакцию как нечто казенное, запредельно пафосное и совершенно оторванное от повседневной жизни.
Постепенно понимание патриотизма как исключительно ратного подвига уходит из сознания граждан, все больше людей под патриотизмом понимают любовь к Родине (большой и малой), собственную ответственность за происходящее в стране и способность деятельностно участвовать в улучшении жизни страны, видеть недостатки, говорить и исправлять их — в противоположность слепому восхищению.
В данной статье мы вкладываем в слово патриотизм его изначальное значение — т.е. любовь к родине.
Соответственно, начнем с любви к малой родине.
Что нужно сделать, чтобы полюбить место, где ты живешь?
В первую очередь, конечно, нужно его узнать. Сложно любить нечто незнакомое, ибо оно остается далеким и незначимым лично для тебя.
Поэтому, самостоятельно или, лучше, с ребенком узнавайте историю места, где живете. Но узнавать просто сухие даты — населенный пункт основан в NNNN году, получил статус города в NNNN году, достиг NN тысяч населения в NNNN году, сейчас проживает NN тысяч населения, герб, флаг, гимн — бессмысленно.
Данные факты и символы значимы лишь в привязке к реальной жизни людей. Зачастую школьникам (и тем паче дошкольникам) не рассказывают про жизнь людей конкретно в их местности, в лучшем случае — вышеописанные факты, весьма оторванные от жизни плюс перечисление власти (градоначальник 1, градоначальник 2 и т.д.) — предполагается, данных знаний достаточно, дабы ребенок полюбил родной край. Притом краеведение выносится во внеурочные занятия, и упирается в человеческий фактор — насколько учитель сможет доступно и увлекательно рассказать ребятам об их малой родине.
Самое интересное и увлекательное в истории родного города — конечно, повседневная жизнь самых разных людей, личные истории. Раньше за подобной информацией необходимо было идти в краеведческий музей, книги по местной истории выпускались малюсенькими тиражами, и оседали бесполезным грузом в библиотеках, администрациях и музеях. Сейчас не составляет большого труда найти в интернете фото столетней давности, информацию по данным фото, увидеть город 100, 50 или, к примеру, 32 года назад — многие изменения появились относительно недавно, и то, что помнят родители, дети уже не видели.
Помимо книг и фото зачастую реально найти записанные местными энтузиастами документальные фильмы по истории города с увлекательными рассказами о повседневной жизни людей, истории постройки зданий и, конечно, выдающихся людях города. Изучать историю самому или вместе с ребенком — во многом зависит от возраста ребенка, едва ли трех-четырехлетнему карапузу интересно смотреть черно-белые фото или слушать сорокаминутный рассказ краеведа.
Вслед за ознакомлением с историей (или параллельно) стоит устроить экскурсию по городу, чтобы не на фото, а вживую увидеть места, про которые вы узнали во время исторических изысканий, младшие школьники или ребята постарше смогут испытывать радость узнавания — они уже видели и слышали историю данного места, а малышам вы сможете рассказать, адаптировав полученные знания в доступный рассказ — дошкольникам проще запомнить информацию, привязанную к конкретному объекту, а не к виртуальной картинке. Можно показать на планшете или смартфоне как выглядела данная местность, к примеру, сто лет назад, дабы ребенок смог сам найти изменения, произошедшие за это время — игровой элемент улучшает запоминание информации
Необязательно устраивать классическую экскурсию, зачастую мимо многих зданий и мест в городе вы проходите/проезжаете ежедневно, и существует возможность рассказать нечто новое или, наоборот — спросить ребенка, что он уже успел узнать и запомнить. Самое лучшее, конечно — когда ребенок может самостоятельно поделится с кем-то усвоенными знаниями, к примеру, поиграть в экскурсовода и провести экскурсию какому-нибудь взрослому (бабушке, дедушке и проч.) или другим детям.
С истории малой родины начинается понимание и любовь к Родине.
Опять-таки, если вспомнить школьный курс истории — в основном это череда войн и сражений, и хронология смены правителей. Остальные факты идут курсивом в последнем пункте параграфа, причем, из научных достижений упор делается на изобретения в военном деле — большинство помнит, что систему залпового огня “Катюша” изобрели во время Великой отечественной войны, а что одновременно открыли антибиотик пенициллин, спасший множество жизней, помнят гораздо меньше. Посему, оставим историю государства и войн школьному курсу истории, и сосредоточимся на личных историях людей — как правило, не они считаются заслуживающими внимания. Но подобные истории гораздо проще для понимания другими людьми, ибо глобальные процессы видны только издалека и по прошествии времени, а взгляд изнутри — это другое, чувства и ощущения современников зачастую больше скажут о событии, чем сухой набор фактов.
Резюмируя вышесказанное:
- Патриотизм — это не про войну, а про любовь;
- Патриотизм начинается с любви к малой родине;
- Любовь невозможна без познания, узнавайте новое о собственной малой родине, изучайте историю родного края;
- Помимо глобальной истории войн и правителей, существуют истории людей — они ближе, и через них проще сопереживать людям, чувствовать единение с ними и со страной.