Южнокорейская музыка и кино в 2021 находятся на подъеме. Недавно вышедшая «Игра в кальмара» захватила интерес огромного числа зрителей Netflix. Однако самое активное внедрение корейской культуры в популярную началось не с сериалов (и дорам), косметики и пластических операций, а с музыки. Посудите сами, в этом году стриминговый музыкальный сервис Spotify назвал самой прослушиваемой иностранной группой в РФ BTS из Южной Кореи. Что это за жанр k pop? Какой стиль танцев у к поп? И почему же азиатская поп-музыка так отозвалась в сердцах наших юных соотечественников?
Что такое кей-поп?
В оригинале название жанра звучит K-Pop и буква «К» там лишь обозначает принадлежность к Корее. Направление зародилось еще в девяностых и развивалось по аналогии с японским аниме и их же джей-роком. Дело в том, что азиаты любят действовать наверняка: берут все самое классное от популярной культуры, совмещают это, добавляют местного колорита и отправлются захватывать с новинкой мировую музыкальную индустрию.
В случае с кей-попом в смесь из местного колорита и всего самого интересного попали элементы хип-хопа, рэпа, электронной музыки (особенно техно), классики поп-мелодий, рнб и даже рока! Все это приправляется танцами и привлекательной внешностью молодых исполнителей – айдолов. Корейские танцы кей поп также играют большую роль в росте популярности данного направления. Их характерная внешность и является важной частью того самого колорита, наравне с текстами на социальную тематику, актуальными для жителей Южной Кореи.
Научный подход к созданию мальчиковых и девчачих бэндов
Слово «айдол» (от англ. Idol – «идол», «божество») пришло в корейскую культуру не сразу, а сравнительно недавно. Айдолы – популярные кумиры-исполнители, которым «поклоняется» сообщество фанатов. Вообще, усиленная работа с поклонниками – отличительная черта этого направления. Участие в передачах на ТВ и в самых диких интернет-шоу, фан-встречи, интервью, прямые эфиры – все это каналы, посредством которых кейпоперы взаимодействуют со слушателями.
Но быстрое развитие кей-поп получил, когда на него обратили внимания власти Кореи. Правительство инвестировало в развитие нового направления поп-музыки, чтобы улучшить имидж страны на мировой арене. Все стало настолько серьезно, что в Южной Корее появился отдел Министерства Культуры, который занимается развитием одного жанра музыки! Ее в стране рассматривают как продукт на экспорт, как нефть в РФ. Эффект от протекции властей был быстрым и поразительным – начав с азиатского сегмента, кей-поп захватил весь «Интернет». Фанаты жанра начали с огромной скоростью появляться в разных уголках света.
Откуда появляются кей-поп айдолы?
Их жизнь не настолько беззаботна и легка, как может показаться. Привлекательных мальчиков и девушек музыкальные лейблы находят еще в средней школе. Обычно для них создают специальные дома, где будущие звезды социализируются, учатся музыке и танцам, навыкам общения с фанатами и прессой. Живут подростки все вместе, а идти к своей мечте для них – тяжкий труд, сопряженный с мощным ментальным давлением и стрессом. Стоит отметить, что «производство» айдолов в Корее поставлено «на конвейер». Это оказывает дополнительное психологическое давление на молодых музыкантов: «не я, так кто-то другой займет это место».
Что главное для айдола?
Если говорить кратко, то это одиночество и огромное трудолюбие. Первое связано с правилом, гласящим, что участникам групп нельзя вступать в романтические связи. Также им запрещено выходить на публику в неподобающем виде, поэтому вся жизнь корейской кей-поп звезды похожа на сплошную работу без передышки. Посудите сами: одни регулярные репетиции танцев могут длиться по 6-7 часов каждый день! А еще ведь есть интервью и шоу, в которых обязательно нужно периодически появляться, иначе фанаты заскучают. У айдолов иногда не хватает времени даже на банальный сон. Приехал с гастролей – добро пожаловать сразу на репетицию. И, конечно, спорт, правильное питание со строгими диетами никто не отменял. Для корейских поп-звезд это стиль жизни.
Если вспомнить хваленое азиатское трудолюбие, то и шоу-бизнес в их широтах вполне вписывается в эту концепцию. Южнокорейцы привыкли пахать, чтобы добиваться своих целей, они не надеются на удачу. Поэтому и создание кей-поп кумиров здесь превратилось в индустрию.
Однако на одном менталитете не выехать: некоторые айдолы порой буквально выключаются на сцене из-за усталости и изнеможения, и почти каждый из них засыпает, если остается в покое на пару минут. Машины, вокзалы, самолеты, туровые автобусы, студии звукозаписи – все это нормальные места для сна юной поп-звезды из Южной Кореи. Природу не обманешь: когда много работаешь и не отдыхаешь, усталость берет свое.
А еще, за кумирами молодежи по пятам следуют фанаты, и полиция старается не вмешиваться в отношения артиста и его поклонника. Доходит до того, что и за безопасностью звезды следят его подписчики в соцсетях, быстро кидая репорты на тех, кто негативно высказывается об айдоле.
Популярность и бедность южнокорейских звезд
Что касается контрактов с лейблами, в Южной Корее с этим все очень тяжело: кей-поп артист по условиям может получать всего 20% от общей своей выручки. Остальное отправляется к большим боссам. Стоит также сказать, что эти проценты делятся на всю группу, если участников несколько. А иногда их может быть больше двадцати человек!
Правда, сейчас эти кабальные условия потихоньку уходят в прошлое, а отношения артистов и лейблов становятся равноправными. Положительные сдвиги также не заставили себя ждать: группы реже стали «сгорать» за 2 года. Да и в плане творчества у исполнителей развязались руки, что сильно разнообразило жанр кей-попа.
Как кей-поп прогремел на весь мир
Корейские айдолы очень трудолюбивы и стараются сделать так, чтобы их шоу прошло по высшему разряду. Также в группы стараются набирать разные типажи участников, чтобы зацепить как можно более широкую аудиторию и угодить разным фанатам.
Клипы южнокорейских звезд сняты креативно и выглядят дорого, их танцевальные номера всегда отточены, тексты, как правило, осмысленны. На публике айдолы стараются вести себя безупречно. Все это, вкупе с огромным трудом, вложенным в творчество, и подкупает подростков. Если бы не бесконечные диеты и самоистязания, ролевую модель исполнителей кей-попа можно назвать положительной и правильной.
Но именно все эти качества являются козырем в рукаве критиков направления. Они говорят, что в музыке, поставленной на конвейер и выверенной до мелочей, мало творчества, почти нет жизни и не чувствуется вдохновения. Все группы похожи, как одна, и далеки от оригинальности.
Эффект Gangnam Style
С резко возросшей популярностью соцсетей поднялся и кей-поп. До 2012 года он планомерно шагал по миру и набирал себе фанбазу. Но потом появился PSY со своим хитом про родной квартал Сеула и снял на него танцевальный клип. О последствиях вы наверняка и сами наслышаны: ролик завирусился на YouTube и на данный момент собрал почти 7 миллиардов просмотров! На него тысячами стали снимать пародии, люди разучивали движения из видео, а в некоторых магазинах даже появились надписи «No Gangnam Style».
PSY нельзя назвать типичным представителем южнокорейской сцены. Его творчество скорее самоироничное, чем серьезное. Однако именно благодаря нему широкая общественность обратила внимание на сцену Южной Кореи и других ее представителей.
При чем тут блогерство
Группа BTS (Bangtan Boys) появилась в 2010 году благодаря стараниям небольшого лейбла Big Hit Entertainment. Дебют бойзбэнда состоялся тремя годами позднее. Тогда каждый участник начал активно вести свои соцсети: «Инстаграм», «ТикТок», каналы на YouTube и другие. Такая активная и скрупулезная работа с поклонниками была в новинку для тех лет, да еще и обрамляла она хитовый материал. Популярность бэнда стала настолько огромной, что музыкантам разрешили снять клип в здании ООН.
В итоге, BTS выстроили теплые отношения с фанатами, а те создали Army – самый крупный фэн-клуб в мире. Для поклонников их сообщество – это вторая семья, второй дом, а для некоторых даже нечто сродни религии. Обычно фанатеют по кей-попу молодые люди, но поклонники группы постепенно вырастают, поэтому в соцсетях сейчас достаточно много любителей жанра в категории 30+.
Стоит ли беспокоиться, если ребенок слушает кей-поп
Как только в Интернете появляется популярное явление, будь то группа, субкультура или целый жанр, родители сразу начинают искать «подводные камни». Так появляются нарицательные, вроде «моргенштерн», характеризующие все самое плохое. Раньше такой страшилкой служил Мэрилин Мэнсон, но время неизбежно идет вперед. В качестве примера противники популярной культуры даже использовали пример с коровами, которые слушали блек-метал. Смысл там был в том, что они хуже доились и, вообще, неважно себя чувствовали при прослушивании этого жанра. Не в пример их «коллегам», которым ставили классику.
Чтобы в этот раз обошлось без баек, давайте разбираться! Да, кей-поп вряд ли можно назвать интеллектуальной музыкой, а все мужские исполнители в жанре выглядят очень женственно. Нередко они ложатся на стол к пластическому хирургу, сидят на диетах… Все это действительно так, но проблема здесь кроется глубже. Если вы заметили, что ваше чадо слушает корейскую поп-музыку, объясните ему или ей, что красота – это не главное в жизни, что трудолюбие – это важно и полезно, но оно не должно приводить к выгоранию. Расскажите, что между худобой и популярностью нет прямой связи. Это прописные истины, которые стоит дать своему ребенку в любом случае, независимо от его увлечений, но увлечение кей-попом — дополнительный повод, чтобы их проговорить.
Стоит отметить, что фанаты южнокорейской поп-музыки считаются одними из самых дружелюбных субкультур. Поэтому, если ваш ребенок увлекся этой культурой, это не плохо, а даже скорее наоборот.
Словарь терминов k pop:
Биас/байас в кпоп (bias) – это любимчик, ведь у каждого фаната есть любимый член группы
Врекер в кпоп – это участник коллектива, который хочет занят места биаса
Ачжа/файтинг – это аналог «давай!», который часто можно услышать на записях концертов
Камбэк (come back) – возвращение артиста с новым синглом или альбомом
Микстейп в кпоп – это музыка, записанная и спродюсированная самим артистом, как правило отдельно от лейбла
Нетизен в кпоп – это гражданин, активный житель интернет сообщества
Фанкам к кпоп – это видео, сфокусированное только на одном участнике коллективно, может быть снято как фанатами из зала, так и официальная запись концерта
Хиатус в кпоп – это перерыв между альбомами, как правило используется, когда артисты берут перерыв на долгий срок
Юнит в кпоп – это когда внутри коллектива образуется подгруппа, которая записывает что-то отдельно, однако основной состав группы также продолжает выступать