Как наказывали детей раньше?
Весьма продолжительное время существовала картина мира, где дети не считались особенной ценностью.
В весьма недалеком прошлом период детства заканчивался рано, дети уже с 7-8 лет должны были помогать старшим в делах, а с 12-13 лет считались вполне рабочими единицами, способными выполнить примерно те же функции, что и взрослые. К примеру, в Англии в конце XIX в. трубочистами работали мальчики 7-8 лет, им было сподручнее пролезать в трубы, впоследствии многие из них погибали от различных заболеваний кожи, но это мало беспокоило тогдашних взрослых.
Помимо прочего, в связи с высокой детской смертностью, детей рожали много, ибо до совершеннолетия доживали едва ли половина. Это также способствовало весьма фаталистическому отношению к детям. Соответственно, педагогика строилась на том, дабы максимально быстро научить детей базовым функциям, не особо заморачиваясь с их чувствами и мыслями по данному поводу.
Исходя из вышеизложенного,очевидно, почему одним из краеугольных камней процесса образования являлись телесные наказания ребенка. Многие помнят классическую фразу из притчей царя Соломона: »Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Посему, любящие родители просто-таки были обязаны наказывать детей, дабы выказать любовь к ним.
Что происходит сейчас?
С увеличением продолжительности жизни, снижением детской смертности семьи становятся малодетными, соответственно, растет ценность каждого ребенка.
Параллельно идут два процесса:
Первый — заработка родителей (родителя) хватает для обеспечения семьи (отпадает необходимость работать детям с младшего возраста),
Второй — образование усложняется с растущим многообразием окружающего мира, и становится широко распространенным — соответственно, период обучения удлиняется, доступ к образованию получают все большое количество людей.
Сегодня, с постепенной гуманизацией общества в целом, происходит и гуманизация процесса воспитания детей. Позиция ребенка как удобного помощника по хозяйству или в перспективе единственной опоры в старости ушло в прошлое.
Дети на сегодняшний день являются едва ли не самой большой ценностью. Посему, и процесс воспитания претерпевает очевидные изменения. Постепенно приходит понимание, что физические наказания не являются нормой или, хуже, показателем родительской любви, а рассматриваются как нечто устаревшее и неадекватное детским проступкам.
Почему следует отказаться от применения физической силы при наказании детей?
Родитель является для ребенка примерно всем, родитель самый дорогой и любимый человек, ребенок доверяет ему, чувствует зависимость от папы/мамы. Проявление агрессии со стороны родителей подрывает доверие, со стороны ребенка сие выглядит пугающе — огромный родитель, любимый, родной внезапно бьет малыша, зачастую не понявшего в чем провинился.
Ребенок понимает, что физическая агрессия является допустимым способом решать возникающие трудности, усваивает и повторяет подобное поведение в общении с другими людьми
Подавляющему большинству современных родителей известны данные аргументы, однако родители продолжают применять физические наказания детей, чаще, конечно, импульсивно.
Почему так происходит?
Обычно у родителя отсутствует опыт воспитания без применения физической силы — так было принято в его собственной семье, он повторяет семейный опыт. Очевидно, привычные модели поведения, усвоенные в раннем детстве сложно переделать за короткое время, но необходимо постоянно отслеживать собственное поведение и стараться не поддаваться искушению идти привычным путем, искать новые способы воздействовать на ребенка.
Одновременно возникают новые сложности — еcли предыдущая система воспитания и образования была заточена на стимулирование детей через страх физического наказания, то что делать сейчас?
Каким образом наказывать детей при необходимости?
Первое, что нужно помнить — прежде чем придумывать наказания за неверное поведение, нужно придумать поощрение за правильное поведение, это часто упускают из вида. К примеру, метод “зеленой ручки” — все помнят, у учителя красная ручка, педагог исправляет ошибки. В данном случае противоположная система — зеленой ручкой учитель отмечает, к примеру, самые красивые буквы в прописи, и хвалит ребенка, фиксируя внимание на успехах, а не на неудачах. Подобное поощрение весьма эффективно в младшем возрасте, увеличивает у ребенка уверенность в собственных силах, одновременно образовательный эффект едва ли не больший, чем при традиционном подходе.
Если считаете, что наказание необходимо — санкция должна быть понятной и логичной.
Очевидно, двухлетнему малышу сложно понять ценность вещей, соответственно, рисунки на обоях, рассыпанный по полу сахар или расчерчерченный маркером телевизор являются следствием недостаточного контроля со стороны родителей. Для детей постарше в подобных ситуациях наказание должно быть логичным и понятным следствием их действий. К примеру, если ребенок нарисовал на обоях — время и деньги на покупку и поклейку новых обоев тратятся вместо запланированного похода в зоопарк/на аттракционы. Так ребенок учится понимать, что у каждого действия есть последствия, и сможет усвоить причинно-следственные связи.
При конфликтах со сверстниками (драки, ссоры и т.п.) — не шлепать ребенка (лишь закрепляя “плохую” модель поведения решения вопросов силой), а изолировать ребенка: в квартире — в соседнюю комнату, на улице — посидеть на скамейке или постоять за границей детской площадки, где он сможет успокоиться.
Резюмируя вышесказанное:
- Наказывать ребенка с применением физической силы — не только не помогает, а мешает правильному формированию личности ребенка, а также разрушает доверие в детско-родительских взаимоотношениях;
- Старайтесь не наказывать ребенка, а использовать поощрения в качестве стимулирования желательного поведения;
- Если наказание необходимо — оно должно быть понятно и логически объяснимо для ребенка, являться следствием его действий;