Вот и наступила та часть года, когда из дома решительно никуда вылезать не хочется. За окном, если не идёт дождь, шумит неприветливый ветер, а город покрывается серостью с асфальта и до самых крыш. Если ноги мочить желания нет, а себя и ребёнка нужно чем-то занять, у нас приготовлена парочка идей. На морскую тематику! Среди них вы найдёте, что почитать, во что поиграть, и несколько интересных развивающих занятий!
Что почитать?
Винни Анг, Шарлотта Северинс – «Капитан Немо»
Мало кому из дошкольников известно о Жюле Верне, персонаже Капитане Немо и его «Наутилусе». А ведь история очень интересная! И эта небольшая книжка с огромным количеством художественных иллюстраций, выполненных во всех оттенках синего, раскроет подробности о детстве героя – великого выдуманного первооткрывателя далеких морских глубин.
По сюжету, Якоб увлекается жителями подводного мира и совершенно не желает решать примеры по математике. Его разговоры преимущественно проходят с афалинами, а на своих бутербродах он хочет видеть водоросли, чтобы устроить незабываемый ужин! Главная мечта героя – погрузиться на 20 тысяч лье под воду.
Как разнообразить чтение?
Попробуйте посчитать всех медуз, нарисованных на картинках книги или вместе отыщите там все приборы для изучения пучин моря. Попробуйте найти двух одинаковых афалин.
Также отличная идея спросить у малыша, чем бы он хотел позаниматься из этой книжки. Список может выглядеть примерно так: сделать настоящую лодку для подводного плавания с иллюминаторами, посмотреть, как себя ведут рыбки в воде, поплавать среди адских вампиров, попробовать морские бананы, походить на руках по дну моря, сыграть что-нибудь на подводном органе, услышать, как поют русалки, найти сокровище в сундуке, насладиться полной тишиной.
Во что поиграть?
Если кто-то сказал вам, что активные игры не для дома, он не прав. Есть и вполне подходящие для помещений подвижные занятия, например:
Строим батискаф или лодку
Для такого дела вам понадобится перевернуть стол. Это не так уж и сложно ради хорошей игры, верно? Дайте малышу большой платок или шарф для изготовления флага и простыню, чтобы у его судна был парус. Всё готово к плаванию!
Если вас тянет к корням, можно обойтись и классическим фортом из подушек и наволочек с простынками. Но лучше водрузить её прямо на свежеизготовленный корабль, чтобы маленькому мореходу не был страшен ветер и холод. Каюта нужна даже самому опытному морскому волку.
Качка на море
Здесь потребуется сразу двое взрослых, но оно того стоит! Дети обожают такие игры, даже школьники не останутся равнодушными. Правда, успех предприятия здесь напрямую будет зависеть от веса участников и силы ведущих.
Возьмите обычную (но крепкую) простыню с другим взрослым на манер гамака. Уложите в него «матроса» и хорошенько покачайте. Дальше объясните, почему на море сильно качает и спросите, для чего морякам такие необычные «койки». Правильных ответов тут, кстати, может быть несколько.
Подзорная труба
На первый взгляд задание кажется простым, но способов для его выполнения огромное множество! И какой выбор сделает мореход, остаётся за ним. Это хороший метод развить ресурсное мышление и способность творчески подходить к решению задач. Оба навыка пригодятся ребёнку в жизни. В качестве материалов можно использовать втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец, пластиковые трубки, листы тонкого картона, пластмассовые ёмкости. Здесь всё ограничивается только фантазией игроков.
Развивающие занятия
Разбор рыбы «по частям»
Нет, речь пойдет не о русском языке и не о готовке. Вам нужно сделать рыбку из отдельных её частей: плавников, хвоста, головы, тела. Затем попросите малыша назвать их все и дайте задание придумать собственного морского обитателя из придуманных «запчастей». Если заморачиваться с вырезанием и аппликацией не хочется, попробуйте рисование. Можно фломастерами, ручками, даже пальцами и красками. Можно даже сделать небольшие картонные карточки, своеобразный конструктор. На них нужно изобразить необходимые части. Воображение и фантазия вашего чада скажут вам спасибо!
Правильно задаём открытые вопросы
На «обычные» школьные вопросы всегда есть конкретный ответ. То есть, учебное заведение учит формулировать конкретный вопрос и искать на него ответ в «Интернете» или справочниках. И вопрос должен подразумевать краткий ответ изначально. Но такой подход не расширяет мир, а, наоборот, сужает его до нескольких простых описательных предложений. Важно научить малыша задаваться не только такими задачами, но и теми, на которые ещё нет ответов, или ответ на которые обширный, комплексный, да ещё и, возможно, может существовать в нескольких вариантах. Такие вопросы называются открытыми, например:
- Способен ли человек комфортно жить на глубине под водой?
- Сколько морских обитателей мы едим за всю жизнь?
- Можно ли вернуться в прошлое или заглянуть в будущее?
- Сколько у моря оттенков синего цвета?
Можете начать прямо с примеров. Прочтите их с ребёнком, объясните, почему они открытые, попробуйте обсудить их вместе с друзьями и родственниками. Так ваша дискуссия выйдет интересной и содержательной.
Поиграем с воображением
Мир под водой не так уж приветлив к исследователям. Всё-таки глубоко нырнуть может далеко не каждый, да и задержать дыхание на долгое время не самая простая задача. Спросите у чада, какие средства бы пригодились человеку для этой цели.
В эту игру даже интереснее играть с детьми постарше, они уже видели и знают, что такое подводная лодка, батискаф, акваланг. Спросите у них, что могло бы пригодиться настоящему мореходу, чтобы постичь все загадки моря. Исходите из необходимого: на глубине нужен свет, воздух, а значит, источники питания и кислорода. Спросите у детей, какими они могли бы быть.
Когда вы обсуждаете подобные темы с детьми, у них развивается критическое мышление, способность к анализу и построению логических цепочек. Даже школьников такой подход может зацепить, поэтому приготовьтесь отвечать на вопросы!