Мария Монтессори известна на весь мир созданием собственной методики обучения. Она двинула мысль детской психологии далеко вперёд. Хотя Мария скрывала подробности своей личной жизни, что-то о ней всё же осталось известным. Однако то, как она воспитывала сына, долгое время оставалось загадкой, уделом домыслов и догадок. Например, данные о том, когда и как мальчик попал в чужие руки, кто его воспитывал и когда вернулся к матери, до сих пор доподлинно неизвестны. Многие из них противоречат друг другу, но мы попробуем собрать воедино всё известное.
Биография Марии Монтессори
Личность человека тяжело отделить от его профессиональной деятельности, а персональные качества Монтессори ярко и неординарно проявились ещё в детстве. Девочка тянулась к науке, а не к музыке и изобразительному искусству, которым её одноклассниц учили в женской школе. В те годы мальчиков обучали техническим специальностям, а всё, что получали девочки – наставления быть благовоспитанными и покорными, вкупе с базовыми творческими навыками.
Однако своей настольной книгой Мария сделала учебник математики. Её родители переехали в развитый Рим, чтобы у девушки была возможность обучаться тому, что она считает для полезным. Вопреки устоявшимся тогда традициям, будущий психолог решила поступить в школу для мальчиков. Родители пророчили ей путь педагога, но Мария предпочла стать врачом и поступила в Университет, где компанию ей также в большинстве своём составляли лица мужского пола.
Начиная с этого эпизода, биография Монтессори начала обрастать догадками: кто-то был уверен, что отец не одобрял увлечение дочери и настаивал на её консервативном образовании. Из-за этого их отношения испортились, и девушка была вынуждена устроиться на подработку в больницу. Там она впервые столкнулась с детьми, у которых наблюдались умственные отклонения. Пообщавшись с ними, Мария поняла, что может помочь. Другие источники утверждают, что папа, напротив, продолжал общаться с дочерью и даже провожал её каждый день до учебного заведения – таковы были порядки.
Первый камень будущей системы Монтессори был заложен, когда Мария доказывала всему миру, что она ничем не хуже своих одногруппников мужского пола. Чтобы никто не смог её пристыдить, девушка много училась во внеурочное время, а на занятиях в морге курила, чтобы не тошнило от запаха формальдегида.
Когда Мария была студенткой, она активно отстаивала женские права, а в 1986 году стала первой итальянкой-врачом и первой женщиной в Италии, защитившей докторскую. Жизнь свою она решила посвятить лечению и изучению нервных болезней и умственной отсталости.
Сподвижником и зазнобой Монтессори стал выходец из аристократической семьи Джузеппе Монтессано. Какое-то время он возглавлял с Марией клинику в Риме, но не задумывался тогда о женитьбе на ней. Когда же девушка забеременела, мать Джузеппе всячески противилась заключению сыном брака. Если бы ребёнок появился на свет незаконнорожденным, это бы негативно сказалось на репутации Марии – всё-таки предрассудки в то время ещё давали о себе знать, и никакая эмансипация бы ситуации существенно не помогла. Но бросать сына Джузеппе был не намерен, поэтому предложил своей возлюбленной такой вариант: они отдадут дитя на воспитание его дальним родственникам в деревню и дадут фамилию папы. Правда, последнего так и не случилось, парня звали Марио Монтессори. Джузеппе дал клятву до конца жизни оставаться верным своей возлюбленной, ребёнка отдали родственникам. Через год или два мужчина нарушил свой обет и женился на другой женщине.
В то же время Марию настиг сильный экзистенциальный кризис, из-за которого она оставила клинику и медицину. На своём докладе в Турине она объявила, что умственная отсталость – проблема не только медицинская, но и воспитательная. Свою новую методику работы с детьми она реализовывала в Ортофреническом институте, куда её назначили на главенствующую должность. Особенные дети, прошедшие обучение по её программе, показывали академические результаты выше, чем их «нормальные» сверстники. Когда Мария это осознала, для неё стал очевиден общий низкий уровень образованности в родной стране. В связи с этим она продолжила обучение и работала также и с обычными детьми.
Время от времени (в перерывах между работой над методикой) она приезжала в гости к сыну, представляясь ему тётей. По одной из версий, Марио напрямую спросил Марию, не является ли та его мамой, по другой – она сама призналась ему после смерти приёмной матери. Когда правда вскрылась, Монтессори забрала сына домой, правда, ещё долгое время представляла его друзьям и знакомым в качестве племянника или приёмного сына. Только в конце жизни она публично подтвердила материнство и передала наследнику все свои дела. К тому моменту Мария уже открыла «Детский дом», где занималась с детьми из бедных семей. Марио помогал ей в работе, став её компаньоном и последователем. Именно благодаря ему многие труды матери не канули в лету.
Дети самого Марио позже писали, что больше всего в жизни он любил свою мать и работу, огромной и всеобъемлющей любовью. Причем, преданность делу и маме была для него не врожденной, а сознательно выбранной. У Марио не было высокого академического образования, но была верность и развитая интуиция, которые постоянно двигали дело его матери вперёд. Он стал рупором для её идей, формулируя и донося до публики революционные идеи Марии.