Игры являются важной частью человеческой жизни уже не одну тысячу лет. Видеоигры пришли в наш быт не так давно, но уже плотно в нем закрепились. Они успели эволюционировать от обычных «одноклеточных бродилок» до самостоятельного и самобытного вида искусства. Сейчас даже появилось специальное понятие для цифровых соревнований – киберспорт. Можно сказать, что он стал шахматами нового поколения в широком смысле.
Но взрослым тяжело понять любовь подростков «позалипать» в экран телевизора или компьютера, ведь большинству из них такие развлечения кажутся чуждыми, сложными и не способными нормально развлекать (а еще и вредными). Попытаемся разобраться!
Как люди приходят в гейминг?
В гейминг все приходят в разном возрасте, кто-то смотрит на родителей и начинает интересоваться, кого-то «втягивают» сверстники или старшие братья с сестрами. Иногда из простого вечера в компании папы и игры на двоих любовь к играм перерастает в настоящую страсть, которую человек проносит через всю жизнь.
Как правило, в семье есть одна приставка или один компьютер на всех, поэтому и игры там одни и те же. Первая игра – это как первая любовь, во многом определяет то, что тебе будет нравиться дальше, особенно жанрово.
Однако потом от простого развлечения это переходит в некое подобие социализации, когда человек открывает для себя онлайн. Подростки заводят друзей в играх так же легко, как и в соцсетях, здесь это даже еще проще, ведь у вас гарантированно есть один общий интерес. Если у тинейджера уже есть друзья, так еще лучше – можно начать играть во что-то вместе, получается еще интереснее и сильно сплачивает.
Играть сейчас можно на разных платформах – на смартфоне, ПК или консолях (Sony PlayStation, Xbox, Nintendo Switch сейчас самые популярные). Если человек всерьез увлекается играми, дома у него может быть и не одна платформа.
Какими бывают видеоигры?
Кроме жанров (коих десятки), игры делятся на казуальные и другие. Отличительная черта первой разновидности – крайне низкий порог вхождения. Вы буквально можете загрузить приложение, запустить его и сразу же начать играть. То есть, все разновидности «крестиков-ноликов», судоку, игр про лопанье шариков в ряд, головоломок и лабиринтов – это как раз казуалки. Слово происходит от английского casual – «повседневный». В них даже взрослые часто проводят много времени. Но в мире игр их считают «поп-корном», то есть, низкосортным развлечением для всех непогруженных.
Все остальное относится к более сложным играм, в которые просто «прийти с улицы» сложно, нужно поиграть какое-то время. Из самых популярных сейчас можно выделить World Of Warcraft, Fortnite, Minecraft, CS: GO, Dota 2 – все эти игры сетевые, сейчас онлайн переживает свой расцвет. 7 февраля 2021 года одна из крупнейших игровых библиотек Steam обновила рекорд по одновременному нахождению пользователей в сети – 26,4 миллиона человек!
Сколько подростки проводят в видеоиграх?
По данным последних исследований Childwise, проведенных среди детей в возрасте от 5 до 16, этот показатель сейчас доходит до 6 часов в день. Правда, он скорее характерен для мальчиков-подростков и включает не только игры, но и соцсети, видеохостинги, то есть, любое время, проведенное за тем или иным девайсом. Меньше всего времени с электроникой проводят девочки восьми лет – всего три с половиной часа в день.
Другой опрос, затронувший 120 тысяч подростков пятнадцати лет, оценил их самочувствие (с точки зрения психического здоровья) в зависимости от времени, проведенного с гаджетом. Так вот, оказалось, что оптимальные ежедневные показатели для разных устройств также разнятся. Для компьютера – это 257 минут (больше четырех часов), для смартфонов – 120 минут (2 часа), для приставок – 100 минут (час и сорок минут). По прошествии этого времени не наступало каких-либо критических или фатальных последствий, чаще всего наблюдалась усталость, раздражительность.
Из случаев, когда игры действительно наносили непоправимый вред, известно несколько, и все они случились в Китае. Там в разное время умерло двое геймером, первый провел за игрой в онлайне 19 часов, второй – 72 часа. Но нужно учитывать, что играли они непрерывно и умерли от истощения. Такое, к счастью, случается крайне редко.
Полезны ли видеоигры?
Как бы эта информация ни шокировала консервативных родителей, сторонников запретов и ограничений, но последние исследования показывают, что игры безопасны для детской психики. Они раскрывают творческий потенциал, помогают расслабиться, самореализоваться и просто хорошо провести время. Однако речь идет о гейминге в соответствующей возрастной категории, они у игр тоже есть:
- PEGI 3 (4), PEGI 7 (6), PEGI 12, PEGI 16 (15), PEGI 18;
- E – everyone (для всех), T – Teen (13+), M — Mature (17+), A – Adults only (только для взрослых, 18+), и так далее, обычно вместе с буквенным обозначением ставят цифровое – для возраста.
На данный момент ни одно исследование не смогло достоверно подтвердить, что игры толкали подростков на плохие поступки. Противниками видеоигр, как правило, выступают либо люди, никогда не игравшие в них, либо ничего не смыслящие в этой теме.
Подробнее о влиянии гейминга на человеческий мозг рассказал канал «Научпок», посвященный всему интересному и развивающему: https://youtu.be/uOueK7LcFQs
Еще одно неплохое исследование проведено на канале GSTV: https://youtu.be/NjS_b5dgdA4
Хотя, конечно, отрицать вред от постоянного сидячего образа жизни нельзя. Но речь здесь, опять же, идет, о злоупотреблении. Во всем нужно знать меру.