Стоит заметить — в нижеследующей статье речь пойдет о многодетных семьях с небольшой (до четырех лет) разницей в возрасте между следующими детьми (между первым и вторым, вторым и третьим и т.д.)
Концепция семьи по Адлеру
Адлер, ученик Фрейда, предложил гипотезу, что ребенок, в зависимости от очереди рождения, обладает определенными паттернами поведения. К примеру, старший ребенок — позиция “свергнутого монарха”, т.е. ребенок, знающий, каково это — являться единственным ребенком в семье, получающего всё внимание и заботу. После рождения последующих детей внимание родителей, естественно, разделяется между малышами, но старший ребенок обладает опытом получения 100% внимания. Соответственно, он всячески старается вернуть те благословенные времена.
Младший ребенок — в силу возраста обыкновенно получает больше внимания, чем старший, но в семье постоянно присутствует кто-то, кто лучше, выше, сильнее, умнее и прочее — т.е. старший ребенок. Соответственно, позиция младшего — вечно догоняющий. Посему младшие дети зачастую развиваются быстрее старших, ибо видят ориентир, к которому стремятся.
Средним детям сложнее всего, они сочетают обе модели поведения — существует старший, которого нужно догонять, и младший, требующий больше внимания и заботы родителей.
Согласно данной концепции, при большой разнице в возрасте данное построение ломается, и последующий ребенок становится неким новым старшим.
Как правило, когда семья становится многодетной, к третьему ребенку (и к последующим детям) у родителей складываются определенные установки, вырабатывается определенный стиль воспитания детей. В данном случае не очень важен стиль, важно, что уже нет мандража, неуверенности в правильности собственных действий, появляющихся при рождении первенца.
В итоге, ответственные родители подходят ко времени рождения третьего и последующих детей уверенными в собственных силах и весьма четко представляющими, что ожидать от младенцев, как обращаться и прочие подобные вещи. Новизна ситуации — что (сюрприз-сюрприз!) трое детей больше, чем двое. И воспитание детей, допустимое с двумя детьми, с тремя становится гораздо сложнее. В качестве утешения, отдельные вещи становятся проще. К примеру, вы сможете заняться новорожденным ребенком, пока старшие дети занимают друг друга — в ситуации, когда двое детей — новорожденный младенец и маленький двух-трехлетний ребенок, оба требующие массу внимания, это невозможно, и часть многодетных родителей считает данный период с двумя маленькими детьми едва ли не самым сложным в семейной жизни.
Но возникает и масса новых трудностей, связанных с большим количеством детей, с возросшими потребностями и тому подобное, времени же и сил у родителей больше не становится.
Посему советы по воспитанию детей давать поздновато, но существует два весьма простых действия, способных облегчить и опытным родителям жизнь.
Как упростить воспитание детей в многодетной семье?
Первое — грамотно организовать собственное время
Зачастую дети из многодетных семей не ходят в детский сад — мама в постоянном декретном отпуске или работает из дома, жесткая структура дня отсутствует, режим дня соблюдается постольку-поскольку.
С двумя детьми это относительно энергозатратно, но в пределах нормы. В условиях 3+ детей это становится очень неэффективно. Многие родители считают, что приучение детей к режиму невероятно сложно и проще дождаться, пока ребенок устанет и начнет клевать носом, чем укладывать в определенное время. С единственным ребенком, вероятно, так действительно проще или приемлемо, с двумя уже 50/50, с тремя — точно нет. К примеру, приучение троих детей ложиться ежедневно в определенное время занимает плюс-минус неделю, но в итоге не сравнится по энергозатратам с укладыванием трех детей в разное время. Типичная ситуация — младший встал рано, устал, капризничает, средний проснулся ближе к обеду, бодр и весел, а старшему (школьнику) и спать хочется, и поиграть со средним — в результате хаос, энтропия, и вконец уставшие за день папа/мама с криками и попытками успокоить детей.
Определить общее для детей время подъема и укладывания — первое и едва ли не самое эффективное действие по облегчению воспитания детей. В будущем, когда все дети начнут ходить в школу/детский сад, начнутся кружки, секции и подобная деятельность — организация расписания пройдет гораздо легче, чем после хаоса резко и внезапно загонять ребенка в жесткие рамки.
Естественно, приучение к укладыванию- не просто криком загонять детей в кровать и выключить свет, а организовать некий ритуал подготовки ко сну. К примеру, просмотр научно-популярных фильмов, чтение книжек (впоследствии реально использовать аудиокниги, дабы поберечь голос)
Помимо времени отхода ко сну неплохо организовать и остальное время — к примеру, время просмотра фильмов, время еды, игр и прочее. Не прямо по звонку будильника, конечно, нужно все бросать и бежать играть или обедать, но определенные временные промежутки должны соблюдаться.
Очередность выбора
Вторая, крайне полезная штука в воспитании детей — очередность права выбора. Зачастую дети спорят — какой фильм/мультик смотреть, какую аудиокнигу перед сном слушать — все решаемо установкой четкой очередности выбора. К примеру, фильмы выбирает старший ребенок в понедельник, средний — в среду, младший — в пятницу (в остальные дни — играем в игры или фильмы по выбору родителей). Так удается избежать множество конфликтов между детьми по поводу, что выбрать посмотреть, и всякий ребенок в итоге сможет посмотреть/послушать желаемое. Существует, конечно, вариант купить каждому по телевизору, но в данном случае теряется совместное времяпрепровождение, а это весьма немаловажно для взаимоотношений в семье.
Резюмируя:
- Дети разные, в том числе это зависит от очередности рождения;
- Главное — грамотно организовать собственное время, ибо от этого зависит ваше душевное состояние, как следствие — и воспитание детей;
- Задайте четкую очередность права выбора — это поможет избежать множества конфликтов;