Для многих родителей это привычный порядок вещей: всю младшую школу их чадо показывало себя с лучшей стороны, но к моменту начала пубертата интерес к знаниям угас. Далеко не каждые мама с папой правильно ведут себя в подобных ситуациях, а, меж тем, выход есть. Как найти его, не прибегая к бесполезным нотациям и набившему оскомину слову «надо»? Разбираемся вместе с опытным детским педагогом.
Непопулярное волшебное слово – «нет»
Одна из важных вещей, которой родители должны научить школьника к четвёртому классу – это отказывать другим при необходимости. Дело в том, что к началу пятого года обучения в школе, если ребёнок делает успехи, учителя начинают хвалить его и отправлять на всевозможные конкурсы и олимпиады. Это создаёт в голове многих детей парадигму, в которой педагогам нельзя говорить «нет», и на их плечах лежит огромная внутренняя ответственность. Она формируется ещё в началке и подкрепляется мамами и папами, потому что те стремятся видеть своё чадо среди самых умных и успевающих людей.
Ситуацию подчас сильнее накаляют и сами педагоги, которые обижаются на подопечного за отказ поехать на очередное интеллектуальное состязание. Некоторые даже идут ещё дальше и начинают сыпать «неугодного» плохими оценки. Как вы понимаете, это совершенно не нормальный расклад вещей. Терпеть его не следует.
Случается и обратное: ребёнок хочет показать себя на олимпиаде, а учитель говорит, что в этом нет смысла, потому что «он всё равно не сдюжит, зачем его бессмысленно напрягать». В таком случае, конечно же, стоит выразить возражение. Дело в том, что подготовка к конкурсным заданиям и решение школьных заданий – две совершенно разные вещи. Возможно, школьника как раз и зацепит нестандартный подход к учёбе или способ подачи информации. В любом случае дать такую возможность обязательно нужно.
Смена интересов
Пятый класс – время, когда у школьника резко могут поменяться интересы в учёбе. Например, если раньше он любил точные науки, то сейчас может увлечься биологией или литературой. В этой ситуации важно проявить понимание и принятие. Даже если перед этим вы тратили огромные деньги на репетиторов или ребёнок подавал большие надежды в других дисциплинах.
Смена интересов в таком возрасте – нормальный этап, ваше чадо продолжает формировать собственную индивидуальность и личность. Подобное стремление нужно поощрять и поддерживать, а не рубить на корню. Начало средней школы – идеальный момент для этого.
Но если такого не произошло, типична другая ситуация, когда школьник постепенно вливается в новый формат обучения и из-за непривычки испытывает стресс на этот счёт. Здесь родителям и учителям нужно научиться находить или даже искусственно создавать случаи, в которых ребёнок сможет себя проявить. Иногда можно подыграть или лишний раз похвалить, главное не превращать это во что-то регулярное. Такая небольшая уловка помогает чаду освоиться на новом этапе жизни. Если адаптация пройдёт успешно, и школьник почувствует радость от посещения учебного заведения и новых открытий, это даст необходимый импульс. И рано или поздно ваш сын или дочь найдёт то, что ему или ей действительно интересно. Не из-за первых успехов, а вообще. Такой подход актуален и для спорта, и для любых других занятий.
Режим труда и отдыха
Факт: подростки сильнее устают, чем их взрослые родители, потому что очень эмоциональны и иногда чрезмерно чувствительны. Просто примите это. А ещё, то, что иногда детям нужен отдых, даже если лично вам кажется, что ничего утомительного они не делают. Если вы видите, что чаду тяжело вставать с постели по утрам, окажите ему или ей поддержку. Можно прямо спросить: «готов(а) ли ты сегодня пойти на учёбу?». Но будьте готовы к тому, что ответ может быть отрицательным, и такой неожиданный выходной действительно ему или ей нужен. Обязательно выслушайте, почему дитя в этот день без сил. И не меняйте условий, сказали – выполняйте, даже если причина кажется вам не самой уважительной. Мы все так иногда делаем. Главное, не частить с этим.
Если не давать ребёнку возможности спокойно отдохнуть и позаниматься своими делами, это может привести к выгоранию. Часто способные и активные дети, загруженные целый год учёбой, к его концу говорят, что им плевать на оценки, результаты и прочее, лишь бы уже наконец всё закончилось, и началась долгожданная передышка. Помните, что перед вами всё ещё школьник, склонный к драматизации и преувеличениям. Поэтому излишне переживать не нужно, главное не слишком давить. Иногда детям действительно сложно, особенно замотивированным олимпиадникам, которые берут на себя участие в нескольких конкурсах по разным предметам. Чем их будет больше, тем сложнее будет и финал, приходящийся, как правило, на конец года. Да и любимый предмет ребёнка подчас не входит в перечень конкурсным дисциплин. Мамам, папам и учителям в таком случае нужно быть рядом со школьником, поддерживать его и находить нужные слова. И, конечно, не наседать слишком сильно, позволяя отдыхать, когда это нужно.
Борем главный страх школьника
Мир вокруг нас быстро меняется, меняемся мы сами и наши дети. Было бы странно, если бы это было не так. Но опытный педагог должен не только отдавать себе отчёт в этом, но и уметь правильно отреагировать на перемены. Например, раньше детям нравилось соревноваться друг с другом, выполнять задания наперегонки. Сейчас со школьниками лучше и продуктивнее работает более индивидуальный подход.
У каждого есть интересы к определённым предметам, и каждый материал можно подавать интересно. Если с нашими родителями, бабушками и нами хорошо работало слово «надо» и метод «приучения» к получению знаний, то сейчас ситуация поменялась. Чем тоньше, тактичнее и аккуратнее вы сможете найти ту самую заветную тропинку к сердцу школьника, тем лучше он будет воспринимать материал.
Для этого нужно не бояться ставить детей перед выбором. Сначала чаду следует сделать его самостоятельно, а уж затем мама и папа должны его поддержать. Только когда ребёнок сам найдет интересные для себя дисциплины и направления, перебрав много неблизкого и чуждого, его выбор будет осознанным. Это первый шаг на пути к пониманию того, что оценки не так важны, как о них привыкли говорить. Но, вместе с тем, не менее важно дать школьнику оговорку, что сами знания очень ценны. Не цифры напротив предметов в дневнике, а то, что остаётся в голове. Объясните, что гнаться за идеальными оценками не нужно, гораздо важнее учиться новому. Эта свобода от власти отметок помогает правильнее относиться ко всему процессу обучения. Идеальным будет случай, когда ребёнок понимает, что иногда терпит неудачи из-за недостаточного усердия, следит за допускаемыми ошибками и старается запоминать, как делать правильно. И оценки тут ни при чём.
Раньше в головы детей с самого детства вкладывали установки о том, что им обязательно нужно «отлично, ну, или хотя бы хорошо» успевать по всем предметам, поступать в университет, идти в гимназический класс, потому что так лучше (кому, правда, не уточняется), учиться только «нужным и полезным» наукам, которые «всегда востребованы». Как показала практика, этот рецепт работает далеко не у всех, а многим он и вовсе портит жизнь. Благо, что сейчас соответствующее понимание приходит к большинству людей, и система постепенно меняется.
Что усиливает мотивацию школьника учиться
Есть три вещи, которые стимулируют мотивацию учиться у школьника. Если хотя бы часть из них появится в жизни вашего ребёнка, вы увидите, насколько охотнее он будет браться за учёбу.
Любимый класс
Когда ребёнок на каникулах скучает по своему классу и под конец отдыха хочет вернуться в класс – это счастье для любого родителя. Сейчас, когда дети общаются в онлайне, и им не мешают оставаться на связи расстояния и летние каникулы, сила этого пункта ослабла. Однако классный руководитель, способный сплотить и подружить своих подопечных, может исправить ситуацию. Но подробнее об этом расскажем в следующем пункте.
Интересный преподаватель
Если человек не только работает педагогом, но и живёт своей профессией, он будет всегда искать новые способы донести информацию, болеть за каждый урок и тщательно готовиться. Такой учитель постоянно включён в то, чем занимается. Даже если школьнику вообще не интересно, он будет счастлив видеть такого энтузиаста-педагога за работой. Всё потому, что такой подход показывает учёбу как нечто, способное вызвать реальную страсть и азарт. А сам процесс начинает казаться увлекательным и познавательным путешествием. Некоторые дети ходят в школу только ради таких учителей.
Ребёнок нашёл подходящий коллектив
Вы можете подумать, что мы уже говорили об этом моменте в самом начале, но здесь речь о другом. Коллективом может быть не класс, а баскетбольная команда или шахматный кружок. Главное, чтобы дети регулярно виделись, ладили друг с другом и ждали каждого факультатива с нетерпением.
Как ещё бороться с отсутствием у ребёнка интереса к учёбе
Немногие знают, но в наших школах есть вариант для детей, в которых ни родители, ни учителя не могут пробудить интерес к обучению. Он заключается в том, что часть дисциплин чадо будет изучать в школе, а часть – дома. По первым предметам он будет аттестоваться так же, как и все, по вторым – чуть позже. Правда, тогда его мама и папа должны разбираться в дисциплинах, которых не будет в школьном учебном плане. И, конечно, также должны уметь продуктивно донести информацию до сына или дочери. Схема называется свободным обучением, правда, решение о её одобрении будет принимать администрация школы, а в приоритете у её членов — сильные и способные ученики.