Современную систему образования принято ругать и всегда в негативном ключе сравнивать с советской. Эта традиция передавалась от бабушек родителям, а затем дошла и до нас. Мы привыкли говорить, что сейчас и учат по верхам, и тестам отводят слишком большую роль, да и много чего ещё, но редко вспоминаем о положительных моментах. Сегодня мы хотим напомнить вам, какие вещи в современной школе сделали бы счастливым любого пионера из страны Советов, но про которые мы благополучно забыли (или принимаем их как должное).
Свобода выражения себя
Раньше внешний вид школ был типовым: всё выглядело одинаково, и для всего были свои регламенты и рамки. Часто они не существовали по какой-то определённой причине, а просто «потому что так надо» или за неимением альтернатив. И речь тут не только о внешнем облике. Все занятия базировались на определённых стереотипах и шаблонах, передаваемых от учителей их подопечным. Так происходило, потому что доступа к современным методикам во многих областях попросту не было. По крайней мере, на постоянной основе. При такой модели развития система образования изменялась крайне медленно и через долгую бюрократию.
Сейчас форма, правда, никуда не делась. Большинство школ до сих пор регламентирует для учащихся определённый внешний вид, да и ненужные стереотипы из проводимых занятий уходят пока не самыми быстрыми темпами. Однако теперь учителям доступен в разы более разносторонний и разнообразный инструментарий для обучения подопечных. Например, можно быстро посоветоваться с коллегами о том, как лучше рассказать ту или иную тему, онлайн на сайте «Сферум». Или применить современные графические возможности цифровых технологий прямо на уроке: в реальном времени нарисовать график, найти и показать ролик в Интернете, быстро сформировать и напечатать необходимый раздаточный материал.
Всё больше педагогов внедряют элементы игры и достижений в учебный процесс. Так информацию запоминать гораздо проще. Другими словами, учителя теперь могут формировать и реализовывать собственные новаторские программы обучения, выражая себя в этом.
Детям повсеместное внедрение цифровых технологий тоже подарило широкие возможности по самовыражению в учёбе. Теперь они могут выполнять проектные работы и факультативные задания так, как это видят. Где и как применить свою креативность, школьники решают сами. Главное, что возможностей для этого стало больше, чем во времена типовых докладов и рефератов.
Всё это делает получение образования интересным и вовлекающим процессом, постепенно убирая из него ненужный формализм и скуку.
Разнообразные факультативы
В советском прошлом у детей был большой выбор того, чем можно заняться после уроков. Большинство мест нашей Необъятной предлагало жителям богатый выбор спортивных секций, музыкальных и художественных школ, конструкторских и радиотехнических кружков. Дети посещали их с восторгом, читали фантастику, мечтали строить роботов и программировать, но соответствующих возможностей попросту не было.
Тогдашний пионер, попав в современную российскую школу, просто ахнул бы! Учащиеся с младших классов на информатике получают базу для того, чтобы становиться программистами в будущем. После уроков молодые технические энтузиасты вполне могут прийти в кружок конструирования роботов, где в будничном режиме при наличии навыков и умений имеют возможность спроектировать и построить собственного механического помощника. Да ещё и программное обеспечение для него написать: чтобы цветы, например, поливал. И получаются у них подчас не поделки, а полноценные действующие механизмы. Подобными активностями, к примеру, занимают детей в центре цифрового развития «IT-куб».
Чем дальше шагают технологии, тем больший потенциал открывается для занятий вне уроков. И тем больше становится число юных инженеров, видя, что каждый может проявить себя. Но речь не только о «технарях». Современные факультативы помогают раскрыть в ребёнке любые его таланты, творческие или в области точных наук – каждый может сделать свой выбор сам. Кроме того, гендерные стереотипы в наше время теряют свою силу, позволяя девочкам и мальчикам делать то, что им действительно нравится, не оглядываясь на условности и шаблоны.
Новый подход к подаче информации
Раньше система образования опиралась на монотонное запоминание, зубрежку параграфов текста и ответов на типовые вопросы в конце каждого раздела. В общем, учебный процесс не был чем-то увлекательным, он таковым и не позиционировался. Во главе угла стоял формализм и чрезмерная серьёзность (даже там, где она была не особенно нужна). Без учителя разобраться с новой главой было тяжело, особенно это касалось физики и химии. А если приходилось провести дома недельку-другую по болезни, то навёрстывать отрыв бывало чертовски трудно.
Когда в школах в начале девяностых стали появляться оксфордские учебники по английскому языку, их формат поразил учащихся. В этих книгах использовалась бумага формата А4 и приятный глазу крупный шрифт, яркие картинки и образы, даже юмора и примеров из жизни хватало. Наши учебники по сравнению с ними выглядели блекло и сухо.
Но прошло время, и наши издатели учебной литературы переняли положительный опыт своих западных коллег. Теперь в современных учебниках информация подаётся по-новому: с красивыми и красочными иллюстрациями и в более простом для восприятия формате повествования. Особенно это актуально для начальных классов. Материал стал более наглядным, а сами знания предстали более вовлекающими и интересными.
Разнообразие заданий на закрепление полученной информации также значительно расширилось: абзацы текста теперь часто сопровождаются головоломками и задачками на логику, задания делятся на разные типы и помогают почувствовать прикладной потенциал полученных данных. А когда знаешь, как применять выученное, становится проще его запомнить и достать из памяти в нужный момент.
Есть и ещё один неочевидный плюс: учебники стали легче, а значит, и школьные портфели стали легче вместе с ними! Достигается это благодаря замене преимущественно твёрдых обложек учебных книг на мягкие.
Ученик в контакте с учителем
В советском прошлом многие учителя были готовы идти навстречу и поддерживать связь со своими подопечными даже во внеурочное время. Однако способов для этого было мало: мобильных телефонов не существовало, а домашние были не у всех. Да и звонить без веского повода было неуместно и неприлично.
В этом плане современная система образования разительно отличается от той, что была в прошлом. Вместо бесконечных родительских собраний – общие чаты, вместо мешающих звонков – мгновенные сообщения, которые можно прочесть, когда удобно, и на которые можно ответить, когда будет подходящий момент. Это дарит современному школьнику гораздо больше свободы по своевременному обнаружению и исправлению ошибок, налаживает его контакт с педагогом и, вообще, помогает учиться. Родители в свою очередь теперь быстрее узнают о происходящем в школе, для этого уже не обязательно встречаться с классным руководителем лично, достаточно просто написать в чат.
Можно сказать, что отношения учителей, учеников, мам и пап вышли на новый уровень – цифровой. Он нивелирует расстояния, помогает вовремя получить ответы и делает педагога в глазах ученика и его родителей более человечным. С ним теперь можно пошутить, если это уместно, обсудить насущные проблемы вашего ребёнка или задать любой вопрос на интересующую тему. А это, согласитесь, удобно. Даже несмотря на шутки про чаты родителей.
Умные девайсы
Раньше в распоряжении педагога была доска, мел, журнал с оценками, указка. Нехитрый и не самый многофункциональный набор инструментов. Журналы часто терялись, дети правили себе оценки при наличии нужных художественных навыков, доски неприятно скрипели, а мел отказывался писать по мокрому. Только с указками проблем не было, как работали, так и работают безотказно. Правда, на смену и им пришли лазерные аналоги.
Сейчас перечисленных выше проблем нет. Цифровая эра принесла с собой в школы мультимедийные доски, журналы и дневники остались в онлайн-пространстве, а тяжелые тетради на проверку превратились в тесты на просторах Интернета. Вместе с этим в школьной жизни стало меньше бюрократии, да и удобства в жизни педагогов значительно прибавилось! Даже домашние задания теперь можно присылать в чаты, чтобы они не терялись.
Вся техника «поумнела», это и открыло соответствующие возможности. Хитрые дети негодуют, потому что мухлевать стало сложнее, весь процесс обучения стал более наглядным. Однако цифровизация привнесла не только возможность пресекать подобные вещи, но и множество объективных удобств.
Заключение
Дальше – больше, возможно, через 20 лет надобность ходить в школу вообще отпадёт, или технологии позволят быстрее и эффективнее осваивать программы обучения. Загадывать сложно, но наблюдать за этим крайне интересно!