Когда приходит День знаний, обычно принято обсуждать первоклашек, их трудности ассимиляции и привыкания к новому укладу жизни. Но ведь первого сентября свой путь к знаниям начинают и дети помладше, идущие первый раз в детский сад. И для них это тоже серьезное испытание! Кто, как не воспитатель, знает об этом. Поэтому мы пообщались с воспитателем детского сада, расспросили её, с какими сложностями сталкиваются маленькие подопечные, впервые попав в группу.
Адаптация к детскому саду
У любого родителя есть воспоминание о первом походе ребенка в детский сад. Кто-то из детей быстро вливается, но большинству перемены переживать сложно. Обычно малыш в первые дни плачет, катается по полу и закатывает капризы либо, наоборот, забившись в угол, начинает тихо сосать палец, а потом выдает громкую истерику. Казалось бы, со вторыми должно быть проще совладать, потому что они спокойны большую часть времени, но проблема здесь несколько глубже.
Ребёнок, яро выражающий свой протест родителям, воспитателю, окружающим, выплескивает негатив и постепенно привыкает к новой жизни, знакомится со сверстниками и начинает посещать группу с удовольствием. Чего определенно не скажешь про «тихонь». На них нужно обратить особое внимание, потому что адаптация таким детям даётся куда сложнее.
Когда ребенку проще адаптироваться?
Определенного и однозначного ответа на этот вопрос не существует. Большинство педагогов склоняется к тому, что дело здесь совершенно не в возрасте, а в развитии психо-физической сферы. Легче всего переносят «детсадовскую» сепарацию от родителей дети из многодетных семей. Они с самого раннего возраста открыты социуму, поэтому быстрее привыкают к новым людям и условиям.
Для родителей, кто привязан к своим детям и постоянно водит их везде с собой, период адаптации станет тяжелым. Причем, сразу для обеих сторон. Даже если постоянное нахождение вместе было обусловлено бытовыми причинами, вроде отсутствия бабушек и дедушек, готовых побыть няньками.
Начинайте готовиться к детскому саду заранее
Лучше всего начать подготовку к саду заранее – за полгода. Вывозите ребенка к родственникам, оставляйте его там сначала на час, а потом постепенно увеличивайте интервал. Так малыш будет постепенно привыкать к нахождению в новой обстановке и сепарации от родителей. Знакомьтесь на детской площадке с родителями других детей и ходите друг к другу в гости, чтобы маленькие люди учились социализироваться и общаться.
Помните, что ваше спокойствие передаётся ребенку. Так же, как и ваше беспокойство. Дети видят, что мама или папа тревожится, чувствуют это и сами начинают переживать. Потом это начинаете чувствовать вы, и круг замыкается. Старайтесь сохранять спокойствие – это важно.
Общайтесь!
Обменивайтесь опытом с другими родителями, своеобразные круглые столы помогают проще справляться с переменами и делиться своими наблюдениями.
Помните, что даже если вы сделали все правильно с педагогической точки зрения, ребенок все равно может начать капризничать прямо перед дверями детского сада. Не обвиняйте себя и наберитесь терпения, старайтесь дать ситуации четкий и взвешенный анализ. Что могло пойти не так? Возможно, слишком долгое прощание или слишком трогательные для этого момента поцелуи и объятия за дверями группы. А может, дело просто в том, что малыш не выспался, и поэтому он не в настроении. Иногда дело бывает в том, что ребёнок просто не готов оставаться без вас на целый день. Психологически (да и физически с непривычки) это сложно, затем и нужна подготовка.
Детский сад — новая ступень жизни
Как бы то ни было, держите в голове, что чадо вступает на новую ступень взросления, погружается в совершенно новый мир, да и просто встречается с чужими «тётями» и незнакомыми сверстниками. Это серьезный этап, и пройти совершенно безболезненно он не может. Сложности касаются и детей, и их родителей, и даже… воспитателей. Им тоже тяжело в начале года – это всегда небольшой, но вызов. Однако если педагог опытный и наделён простыми человеческими качествами (добротой, терпением, сдержанностью), процесс адаптации пройдет быстрее и легче.
В конце хочется упомянуть про «недетсадовских детей». Каждая мама, встречаясь с первыми сложностями на этом пути, думает именно так про своего. Но обычно под таким термином понимают малышей, склонных часто подхватывать разные болячки. В этом возрасте они обычно не опасны, хоть и доставляют много стресса. Любой новый опыт – это стресс, совсем без него такие события не проходят. Но есть способы, чтобы его уменьшить. Например, не торопитесь с выходом на работу, чтобы постепенно и мягко вводить малыша в новую для него среду. Верьте в себя, в педагога, в группу – позитивное отношение к жизни помогает преодолеть все её переходные этапы!