С пандемией в наши дома вошло множество новых понятий. Среди них было одно, которое зацепило почти всех, – «дистант», в народе известное как «удалёнка». Она коснулась взрослых, студентов и школьников. Однако соответствующий термин в педагогике существует уже давно. В этой статье разберёмся с разновидностями явления.
Согласно законам РФ и закону «Об образовании» в частности, каждый гражданин нашей страны должен получить образование, состоящее из 9 классов. Но как готовиться к ГИА – выбор каждого. Казалось бы, это несбыточная мечта любого школьника – учиться дома, чтобы не вставать раньше, не ехать за тридевять земель… но почему же такая практика остаётся редкостью? Ответ прост – не успели привыкнуть. Рассмотрим несколько случаев.
Добровольное семейное образование
Чтобы перевести ребёнка на домашнее обучение родителями, нужно уведомить местные органы самоуправления о вашем выборе и подобрать подходящую школу для прохождения двух аттестаций: итоговой и промежуточной.
Всё, ваше чадо может больше не посещать школу. Занятия у него или у неё будут проходить по вашему плану, с преподавателем или без него, в любое удобное время.
Эта форма домашнего обучения будет удобна для будущих профессиональных спортсменов, музыкантов или других деятелей, которым неудобно посещать школу в обычном режиме. Например, школьные занятия у них могут пересекаться с гастролями или важными спортивными мероприятиями.
Иногда семейное обучение помогает детям, которым попросту сложно влиться в классический график учёбы. Также частой причиной перехода на подобные занятия – пресловутое недовольство родителей качеством школьного образования.
Сложное надомное образование
К этой форме обучения прибегают родители, когда ребёнок болеет тяжелыми хроническими недугами или обладает ограниченными возможностями по здоровью, из-за чего не может нормально посещать школу. В некоторых случаях дети должны регулярно принимать препарат под наблюдение врача, поэтому им тяжело покинуть комнату или больничную палату.
Общий учебный план у таких детей похож на стандартный школьный: те же учебники, проверочные, контрольные. Да и занимаются с ними те же учителя из местной школы.
Так происходит потому, что многие учебные заведения в России пока не оборудованы для комфортного нахождения в них людей с особенностями. Где-то не хватает пандусов или лифтов, где-то нет особых классов и туалетов. Но часто нет ни того, ни другого.
Иногда надомное обучение – вынужденная временная мера. Например, при лечении онкологий. Когда терапия заканчивается, ребёнок снова возвращается к обычному ритму жизни и учёбы.
Не для всех: дистанционное
Хотя дистанционным принято называть всю систему удалёнки, под этим термином подразумевается конкретный вид обучения. Дети, учащиеся дистанционно, смотрят уроки онлайн или в записи и, ровно так же, как и сверстники, сдают на проверку домашнюю работу (но в электронном виде).
Дистанционка, в отличие от домашнего обучения, — обычно вынужденная мера. Именно к такому формату во время начала пандемии пришлось прибегать всем учебным заведениям.
Такую систему часто используют, когда нужно дать знания детям из отдаленных уголков нашей страны, где хороших школ (или, вообще, школ) нет. В некоторых случаях это единственный выход нормально выучиться. Несколько частных школ сейчас полностью работают в подобном формате, но юридически их ученики относятся к заочникам.
«Скулинги» — что это
Поскольку семейное обучение – вариант добровольный, родители и дети вольны выбирать его вид. Разновидности в этом случае и называются «скулинг»:
Хоумскулинг – это когда чадо учится дома с родителями и/или учителями, но регулярно посещает школу для прохождения промежуточных аттестаций.
Анскулинг – это когда ученик полностью свободен до конца 9 класса, никаких промежуточных контрольных работ в его жизни нет. Только ГИА по окончанию всей учебной программы.
Альтернативная школа – это когда учёба проходит не на дому, но может сильно отличаться от программы, официально принятой в РФ. Хотя, некоторые из этих учебных заведений имеют официальные документы и полномочны проводить итоговые аттестации. Если таковых полномочий у школы не имеется, вам придется прикрепить ребёнка после обучения к другому учебному заведению, чтобы он мог сдать экзамен.
Заключение
Да, резко наставшие пандемические реалии напугали своей неожиданностью и непривычным укладом многих родителей. Фактически, будущее, о котором пока только говорили на выставках, посвященных образованию, неожиданно и вынужденно стало реальностью. Это была проверка на прочность для всей российской педагогической отрасли.
Никто не был готов, что суровые «удалёночные» будни могут наступить так быстро и так сурово. И учителя, и родители, и сами ученики справлялись как могли. Зато, за это время у всех появилось много вопросов, которые следует решить. Это отлично, потому что постепенно система будет улучшаться и отлаживаться, а значит, мы на верном пути. Недостатки и преимущества отечественного образования стали очевидны, как никогда.
Те, люди, кто ещё недавно (в дни без пандемии) сталкивался с непониманием окружающих при переводе собственного чада на семейное обучение, сейчас могут вздохнуть спокойно. Наконец, люди вынужденно открыли глаза. Кто знает, что нас ждёт дальше.