Привыкнуть к детскому саду – задача не из легких, причем как для родителей, так и для детей. Особенно, когда двухлетнему малышу там поначалу не нравится. Стоит ли обращать на это серьезное внимание или всё дело в привычке? Мы задали вопрос на эту тему психологу.
Что делать, если малыш не может привыкнуть к детскому саду?
Вопрос: Мальчику два года, когда он приходит в сад, начинает плакать, сидит один на кровати и ничего не делает. Еду не принимает. Стоит ли продолжать водить его туда или сейчас перестать и начать заново в сентябре?
Ответ психолога: на адаптацию каждому ребенку требуется разное время, и подобный вопрос волнует большинство родителей. Если малыш открыт к общению с окружающими, проявляет себя как экстраверт, то быстрее «войдет в колею». Интроверту потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к незнакомым условиям. Новые звуки, помещение, запахи, режим – всё это, вкупе с разлукой с мамой, непривычно и по началу пугает.
Помогите малышу как можно более мягко адаптироваться: давайте ему в садик игрушки из дома, оставляйте сначала на несколько часов, а уже потом постепенно увеличивайте этот интервал. Ещё одна хорошая идея – придумать приятный ребёнку совместный ритуал на вечер, когда вы будете забирать его из садика. Это может быть что-нибудь вкусное, новая игрушка, книжка или прогулка на любимую детскую площадку.
Если чадо проявляет злость, печаль или плачет из-за садика, не ругайте его. Поддержите малыша, обнимите, примите эти негативные эмоции. Вы увидите, что он быстро успокоится после этого.
Если все пойдет хорошо, через несколько дней вы заметите, как дитя постепенно успокаивается и меньше протестует против посещений сада. В том случае, когда и с течением времени ситуация не меняется, а сын или дочь продолжает возвращаться домой вечером в плохом настроении, возможно, ребёнку и правда некомфортно, и дело тут не в привыкании. Ситуация может быть связана с невкусной едой, грубым воспитателем или проблемами в общении с одногруппниками.
В два года малыш не всегда способен внятно объяснить о причинах своего беспокойства и недовольства. Обратите внимание на то, как изменилось поведение чада: проблемы со сном, нарушения пищевого поведения, новые страхи, ощутимая тревожность, частые капризы – всё это говорит о том, что дитя не может привыкнуть к новым обстоятельствам. Регресс – ещё один явный признак, обязательно нужно обращать внимание на то, где конкретно он происходит. Так, ребёнок, без проблем ходивший на горшок, может начать писаться.
Перечисленные признаки говорят о том, что малыш пока не готов ходить в детский сад, что место ему не подходит или что ему вообще чуждо подобное времяпровождение. Редко, но последнее тоже имеет место.
Попробуйте выждать время и сделать шаги навстречу социализации чада. Группы раннего развития, занимающие час-два, — прекрасный путь к этому.
Работайте и с собственными эмоциями – ваша тревога способна «перекинуться» на ребёнка, так же, как и раздражение. Если такое случается, круг негативных реакций замыкается. Не забывайте про собственное свободное время, настраивайте себя на лучшее и не паникуйте. Чем спокойнее вы будете, тем больше хорошего сможете дать сыну или дочери.
Если у вас в голове есть собственные негативные фиксации относительно детства, проведенного в саду, самое время их проработать и оставить в прошлом. В противном случае это может помешать адекватному воспитанию детей.
Есть несколько книг, которые помогут родителям адаптироваться к тому, что чадо начинает посещать сад:
«НЕ едет НЕ красная НЕ машина! Как понять дошкольника» Екатерины Бурмистровой, «Застенчивый ребёнок», Филиппа Зимбардо, «Искусство понимать ребёнка» Светланы Кривцовой и Галии Нигметжановой, «О чем думает ребёнок? Воспитание детей от 2 до 7 лет» Танит Кэри.