В наше время значительная часть человеческого общения перебралась в Интернет. Поэтому многие родители недоумевают, нужно ли учить своего ребёнка аккуратно писать, пригодится ли ему этот навык, и почему в школах всё ещё уделяют так много времени на оттачивание данного умения. О том, почему письменная речь – это важно, мы спросили нейропсихолога.
В чём важность умения писать
Уметь писать не значит просто уметь выводить буквы. Весь процесс очень комплексный и задействует разные части нашего мозга и тела, заставляя их координироваться между собой. Получается целая разветвлённая система, если смотреть под правильным углом. Например, области, ответственные за зрение, помогают запомнить и вовремя вспоминать то, как выглядят буквы и слова. «Слуховая» часть мозга, что логично, ответственна за хранение информации об их правильном звучании. По этой причине, когда школьники только начинают осваивать письмо, они проговаривают каждую букву, которую пишут, вслух.
Мелкая моторика также играет огромную роль в письме. Области мозга, ответственные за неё, начинают активно работать, когда человек начинает писать. Это нужно, чтобы координировать мелкие движения мышц.
И всё это касается только «механической части» письменной речи, а ведь мозг во время неё ещё и семантические связи непрерывно задействует, чтобы подбирать подходящие сочетания слов. Эти процессы работают слаженно и одновременно, как в огромном суперкомпьютере.
Всё это тренирует наши когнитивные навыки и настраивает связи в нашем мозгу. Процесс очень комплексный и вызывает в нём глобальные изменения – развивает и учит решать новые задачи. Чтобы прочувствовать это, попробуйте заняться каллиграфией, но только на основе незнакомого языка. Вы сразу ощутите, насколько требователен такой труд к сосредоточенности и фокусировке внимания.
Поэтому если в школах вдруг изменят программу в пользу освоения клавиш компьютера и в ущерб письменной речи, это может негативно сказаться на развитии когнитивных способностей учеников.
Как подготовиться к освоению письма
Начинать следует с подготовки рук – это во многом определит то, насколько красиво будет писать ребёнок. Важен как общий тонус вовлекаемых в процесс мышц, так и знание правильного положения кисти при письме и умение принять оптимальное положение тела. Всё это мелочи, о которых мы уже не задумываемся, а вот новичок ощутит их на себе сполна.
Также, конечно, важна моторика: и мелкая, и крупная. Детей, которые плохо пишут, но при этом обладают недюжинной ловкостью, очень мало. Неуклюжесть и плохой почерк связаны.
Но как же подготовиться к началу освоения письменной речи? На самом деле подготовка начинается чуть ли не с самого рождения. Игры в песочнице, беготня по площадке и прыжки, забавы, вроде классиков и салок, катание на самокате – всё это способствует комплексному развитию моторных навыков.
Сейчас родители стараются как можно раньше начать обучать своих детей, работая на опережение. Однако, к примеру, четырёх- или пятилетку сажать за прописи просто бесполезно. Если ваше чадо умеет правильно держать карандаш в этом возрасте, это уже отлично.
Перед началом обучения письму малыш должен научиться рисовать окружности и волны, сплошные прямые линии (горизонтальные, вертикальные, диагональные) и базово штриховать.
Как вызвать интерес к развитию письменной речи
Здесь важно понять, с чего, так сказать, письмо начинается, ведь функция эта комплексна и может служить для выполнения разных задач. Но письмо всегда направлено на то, чтобы передать определённые данные графически. Графика – это рисунок, рисунок в свою очередь – метод самовыражения. Так что, когда малыш приносит маме и папе свои неаккуратные первые каракули и кое-как закрашенные раскраски, он пытается донести мысли, что роятся в его голове. И за это стремление его или её всегда нужно хвалить, ведь подобное самовыражение – первые робкие попытки закодировать информацию с помощью цветов и образов. А это серьёзный шаг к использованию букв и слов, потому что они – тот же шифр, только более сложный и принятый всеми знающими язык.
Поэтому важно поощрять стремление ребёнка к рисованию и инициировать его интерес к этому процессу. Дарите ему маркеры, мелки, карандаши, краски – всё, что можно использовать для изобразительного творчества. Пускай пробует рисовать пальцами, ладонями, даже отпечатками ног. Таково начало длинной дороги к освоению письменной речи.
Рисование – сложный процесс по сравнению с «залипанием» в гаджетах, поэтому многие современные дети пренебрегают этим занятием. Ещё бы, тут и нажим надо регулировать, и цвет правильный подбирать. А если закрасить область хочешь, так это нужно реально красить, а не заливать одним нажатием пальца.
Но главное, что вы можете делать, чтобы вызвать интерес, это как можно больше писать. Дети стремятся быть похожими на взрослых и стараются во всём им подражать. Вы можете ограничиться записками или, если душа лежит, писать рассказы, сказки, стихи. Ограничивает вас тут только фантазия. Если вы замечаете, что малыш пытается повторять за вами, хвалите его и поощряйте эти стремления. Говорите, как вам нравится вешать на холодильник его новые рисунки и читать с него разноцветные маленькие записки. Можно даже задействовать часть комнаты под импровизированную галерею работ вашего маленького художника-каллиграфа. Это подчеркнёт, что вам важны поделки вашего чада.
Если всё сделать правильно, то постепенно любовь к рисованию трансформируется в любовь к выведению букв, а дальше и до слов недалеко! Подобное стремление должно сформироваться к 6 годам, а если этого не произошло, вернитесь к самому началу. Не волнуйтесь, здесь нет ничего страшного, такое иногда случается.
Как поспособствовать освоению ребёнком письма
Как мы уже писали выше, подготовка к этому и так постепенно идёт через повседневный быт. Всё, что связано с развитием моторики, помогает освоить в дальнейшем письмо, так что даже пресловутые уборка с готовкой вполне подойдут. И маме подсобят.
Также попробуйте добавить в распорядок дня вашего чада регулярные занятия, включающие мозаичный конструктор, визуальные диктанты, нахождение выходов из лабиринтов и так далее. Для интересного освоения письменной речи существует даже специальная литература – тетради KUMON. Они помогают освоиться в письме, начиная с простых вещей и постепенно усложняя программу занятий, тренируют правильные движения рук, а сам процесс обучения интересен и снабжён направляющими и стрелками. Но пробовать подобные пособия надо, начиная с 5 лет.
Ошибки
В начале освоения письма есть много характерных ошибок, которые нужно уметь мягко и деликатно исправлять, среди них отзеркаливание букв и письмо справа налево. А вот на орфографию до школы внимания обращать не стоит. Если же ваше чадо рвёт бумагу при письме, это часто свидетельствует о чрезмерном тонусе мышц.
Обратиться к специалистам следует, если любые из перечисленных трудностей сохранятся к 7 годам.
Как вы поняли, освоение письменной речи – процесс долгий, нелёгкий и начинается он задолго до того, как малыш в первый раз напишет нечто, похожее на буквы. Желаем вам терпения, а вашим детям — скорейших свершений на этом поприще!