Очень часто от родных и близких маленького, ещё не говорящего, ребёнка можно услышать: «Он всё понимает, только пока не говорит». Так ли это?
Понимание речи у ребенка
Действительно, довольно часто в рамках определённой ситуации ребёнок действует адекватно: показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при более глубоком обследовании можно обнаружить пробелы в знаниях малыша, который часто путает значения многих слов, постоянно использующихся в обиходе. Например, он может смешивать значения слов на основе сходства функционального назначения (миска – тарелка), по внешнему сходству (майка – рубашка), на основе сходства части и целого (локоть – рука). Кроме этого, часто маленький неговорящий ребёнок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.
Конечно, если малыш не пользуется активной речью, непросто объективно оценить уровень понимания обращённой к нему речи. Однако следует иметь в виду: если к 3-м годам ребёнок не заговорил, то имеет место задержка речевого развития, при которой отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (процесс понимания).
Таким образом, можно утверждать, что работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5 – 3 лет не просто желательна, а необходима.
Создание речевой среды
Развитие у ребёнка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды включает в себя:
- постоянный разговор с ребёнком;
- единые требования к речевому общению с ребёнком всех близких взрослых;
- определённые требования к речи окружающих взрослых;
- постепенное усложнение речевого общения;
- организация специальных речевых игр.