Режимные моменты и понимание речи
Все, что связано с режимом, проговаривайте подробно! Например:
Умывание
«Идём умываться». «Открывай кран». «Намочи руки». «Где мыло?». «Вот мыло». (если ребёнок сам не показывает названный предмет). «Да, это мыло». (если ребёнок сам показывает названный предмет). «Бери мыло и намыливай руки. Вот так» (хорошо, если взрослый сам проделывает называемые действия). «Клади мыло в мыльницу». «Теперь трём руки и смываем мыло». «Подставляй руки под водичку». «Теперь чистим зубы». «Где твоя зубная щётка?». «Вот твоя зубная щётка. Маленькая. А моя – большая». «Мочим зубную щётку». «Выдавливаем зубную пасту». «Набираем воду в рот». «Не глотай! Полощем рот». «Сначала водичку за левую щёку. Потом за правую. Выплёвываем воду». «Чистим зубы. Вверх – вниз. Вправо – влево». «Опять набираем воду. Полощем рот. Выплёвываем воду». «Теперь набираем воду в ладошки и умываем лицо». «Стряхиваем воду с ручек». «Вот так. Закрываем кран. Берём полотенце». «Где полотенце?». «Вот полотенце» (или: «Да, это полотенце»). «Вытираем руки и лицо». «Вот так. Молодец».
Когда ребёнок усвоит порядок действий, можно контролировать процесс вопросами: «Что дальше надо делать?». «Да, правильно, берём мыло». И так далее.
На прогулке
Беседа может быть разной в зависимости от времени года.
1. «Посмотри, какая ясная солнечная погода! Пойдём посмотрим изменилось что-нибудь на улице?!». «Вот дерево. Какое оно высокое! А вот низкий кустик». «Посмотри, вот это утолщение на ветке. Помнишь, я говорила – это почка. Смотри, сегодня почка лопнула. Она немного позеленела. Видишь, вот здесь». «Давай сфотографируем! Через несколько дней здесь будет зелёный листочек. Обязательно придём посмотрим». (И помните, надо прийти, посмотреть появившийся листочек и сравнить с тем, что было несколько дней назад).
2. «Сегодня на улице пасмурно. Посмотри, какие тёмные тучи на небе». «Мы взяли зонтик. Если пойдёт дождик, мы откроем зонтик и не намокнем». «А это что на дороге? Это лужа. В луже вода. Дождик капал, капал – и получилась лужа». «Пойдём дальше». «Смотри, это ёлочка. Ёлочка, ёлочка – колючая иголочка! Потрогай иголочки!» (аккуратно понажимайте пальчиком ребёнка на иголочку; соединение словесного образа и ощущения поможет ребёнку понять и запомнить увиденное). «Иголочка острая, колется». И т.д.
Приготовление обеда
Во время совместного приготовления еды, естественно, необходимо соблюдать осторожность.
«Скоро папа придёт с работы. Пора готовить ужин». «Поможешь мне порезать салат? Дай пожалуйста огурец». «Нужно взять нож. Где нож? (наверняка найдётся тупой нож, который можно доверить ребёнку)». «Огурец порежем вот так». (покажите). «Продолжай. Молодец! Клади в салатницу». «А теперь режем помидор. Вот так. Продолжай. Клади в салатницу». «Надо немного посолить. Вот соль. Возьми щепотку. Вот так. И посыпь в салат. Вот так. Молодец! Теперь надо перемешать». «Чем будем перемешивать: вилкой, ложкой, лопаткой или половником? Чем заправим: маслом или сметаной?». «Хорошо. Молодец! Спасибо за помощь!».
Построим дом
Используется набор кубиков.
«Смотри, какие у нас есть кубики». «Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где жёлтый?». «Давай построим из кубиков дом. Какой построим дом – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо». «Я поставила красный кубик. Теперь ты. Возьми синий кубик. Ставь вот сюда»… и т.д.
Таким образом, ребёнок, постоянно слыша речь взрослого, узнаёт много новых слов и выражений. А смысловые значения слов и их сочетаний, услышанные в условиях значимой для ребёнка ситуации, запоминаются лучше и крепче откладываются в сознании.