Практически любой родитель сталкивается с проблемой снижения у ребенка мотивации к учебе.
Подобное может произойти в любой период жизни ребенка — и в младших классах, и в средних, и в старших. Причины, соответственно, разные и способы справится отличаются, универсально для всех случаев — необходимость родителям запастись терпением и желание исправить ситуацию.
Основные причины снижения мотивации к учебе
В младшей школе:
- У первоклассника — как показатель сложной адаптации к школьной жизни, новому коллективу, новому распорядку дня, иному построению жизни, особенно если ребенок не посещал дошкольные учреждения.
- У младших школьников многое зависит от личности учителя (учитель начальных классов ведет почти все предметы), соответственно, трудности во взаимоотношениях с учителем очевидно не способствуют повышению мотивации к учебе.
- Кроме учителя, взаимоотношения могут не сложиться с детьми в классе, ребенок отказывается ходить в школу, как следствие страдает и мотивация к учебе.
- Ребенку неинтересен материал, преподаваемый в школе, к примеру, он многое уже знал до школы (ходил на дополнительные занятия, занимался дома с родителями и т.п.)
В средней школе:
- У пятиклассников возможны трудности, подобные таковым у первоклассников — сложности с адаптацией к новой системе обучения, уже не единственный учитель, а множество, появляется необходимость подстраиваться под требования каждого учителя, прибавляются новые предметы — все это может серьезно сказаться на мотивации к учебе ребенка.
- В средней школе ребенок проходит один из самых главных и трудных кризисных периодов жизни — подростковый, и снижение мотивации к учебе в данном случае является компонентом кризиса.
- Необходимо отметить еще момент — в каждом периоде жизни у человека существует ведущая деятельность — деятельность, являющаяся основной и интересной в данный период жизни. Если для младших школьников ведущая деятельность — познавательная, и трудности в младшей школе связаны с нарушением данной деятельности вышеперечисленными сопутствующими факторами, то в средней школе у ребенка появляется новая ведущая деятельность — общение, и познавательная активность отходит на второй план.
Перечислив основные сложности, которые возникнают у детей, постараемся дать рекомендации по решению возникающих трудных ситуаций.
Как вернуть мотивацию к учебе?
В начальной школе:
- При сложностях адаптации у первоклассника, самое важное и необходимое — несомненно, повышенное внимание и безусловная поддержка малыша, позволяющая ребенку вновь обрести уверенность в собственных силах. Старайтесь обращать внимание в первую очередь на успехи ребенка, а не на ошибки, на то, что удается особенно хорошо. Так первоклассник сможет почувствовать себя уверенным, и ребенку станет проще адаптироваться к школе.
- Трудности во взаимоотношениях с учителем — в данном случае родителю, конечно, стоит вмешаться и постараться помочь ребенку выстроить взаимоотношения с учителем. Радикальное решение (в крайних случаях) — перевод ребенка в параллельный класс. Зачастую данное решение относительно муторное и связано с определенными сложностями, но в итоге так действительно проще, ибо это займет меньше времени, чем обучение в младшей школе, а несложившиеся взаимоотношения в младших классах могут привить ребенку негатив к школе на все оставшееся время обучения.
- Примерно те же рекомендации и в случае возникновения сложностей у ребенка во взаимоотношениях с детьми из класса. Подобные трудности необходимо решать в плотном взаимодействии с учителем, ибо родитель, как и учитель не могут видеть полной картины, лишь комплексный подход позволяет эффективно преодолевать возникающие трудности. В качестве радикального решения, опять же, вероятно рассмотреть перевод в параллельный класс, но стоит учитывать, что если трудности с адаптацией в коллективе связаны с особенностями личности ребенка — похожие трудности могут возникнуть и в новом коллективе, и работать в первую очередь следует данными особенностями, простой сменой класса сложности во взаимоотношениях устранить невозможно.
- При отсутствии интереса у ребенка к преподаваемому материалу — решать данную задачу следует во взаимодействии с учителем. Во-первых, следует заострять внимание ребенка на новых знаниях, полученных в школе, во-вторых, это могут быть индивидуальные задания для ребенка и т.п.
В средней школе:
- При трудностях адаптации у пятиклассников — рекомендации, в общем, подобны тем, что у первоклассников, с поправкой на возраст, конечно.
- При трудностях, связанным с так называемым переходным возрастом — естественно, необходимы комплексные рекомендации, ибо снижение мотивации к учебе является обыкновенно лишь малой толикой трудностей, с коими сталкиваются родители в данный период жизни подростка. Необходимо помнить — ребенок зачастую не в силах осознать процессы, происходящие внутри его личности, и задача родителей — не только следить за тем, чтобы подросток хорошо учился и соответствовал социальным ожиданиям, а помочь ребенку максимально безболезненно пройти трудный период жизни.
- Трудностями, связанные с изменением ведущей деятельности у ребенка справится относительно легко (особенно по сравнению со сложностями подросткового возраста), любой процесс обучения реально постараться организовать через общение — со сверстниками, с учителями.
Заключение
- Чтобы вернуть мотивацию к учебе у ребенка, родителям стоит запастись желанием и терпением — независимо от причины ее снижения;
- Для эффективных действий необходимо проанализировать и понять причины снижения мотивации, они зависят и от конкретных условий, и от возраста ребенка;
- Для эффективного преодоления трудностей в учебе необходимо взаимодействие с учителем.
Помимо прочего, стоит помнить — зачастую потеря мотивации к учебе является сигналом о неблагополучии в жизни ребенка, и без устранения причины неблагополучия невозможно вернуть желание учиться.