Сейчас, особенно в контексте пандемийных перемен, тяжело представить мир без современных технологий и гаджетов. Мы уже настолько привыкли платить за квартиры в Интернете, там же заказывать еду, такси и другие услуги, что и припомнить иных времён не можем. Как будто всё всегда так и было.
Однако даже повсеместная цифровизация всего вокруг оставляет среди нас недоверчивых сторонников теорий заговора, которые боятся прихода будущего. Они считают, что все мы двигаемся к «цифровому концлагерю» и впереди нас ждёт чуть ли не финал второго «Терминатора» с захватом машинами Земли. Но, к счастью, в реальном мире всё прозаичнее. Сегодня мы рассмотрим несколько заблуждений родителей, застрявших в прошлом веке, и попытаемся разобрать каждое из них.
Опасение 1: дети перестанут читать
Взрослые часто уповают на то, что Интернет изобилует только видео и аудио-контентом. Дескать, дети смотрят, слушают и вообще перестают читать. Только бесконечно скроллят «ТикТок», «Инстаграм» и прочие социальные сети. А когда ко всему этому буйству ещё добавляются уроки по «Зуму» и YouTube в качестве современного телевидения, бедные мамы и папы натурально ловят панику.
Но всё не совсем так. Как ни крути, а читать детям в Сети приходится много. Можно даже сказать, что большую часть времени. Правда, делают они это с экрана, и источники не всегда можно назвать литературными. Общей сути это не меняет. Читать ваши чада точно не разучатся, это фундамент, на котором выстроено общение в мессенджерах.
Второе, что должно вас успокоить: виртуальные уроки ничем не хуже классных. Дети так же ведут запись того, что говорит учитель, выполняют его задания. Одно из немногочисленных отличий – отсутствие доски, мела и большее количество дополнительной информации, которую преподаватель может быстро дать ссылками на нужные ресурсы. Но, согласитесь, ничего негативного ни в том, ни в другом аспекте нет.
Опасение 2: дети перестанут общаться живьём
С приходом пандемии этот фантомный страх обрёл вполне реальные очертания. Родители, боявшиеся до 2020, что их дети мало времени проводят на улице, сейчас, наверное, близки к тому, чтобы забить тревогу. Мамы и папы боятся, что дети дома начнут терять навыки социализации без общих прогулок со сверстниками и игр после уроков и на переменах. Конечно, Интернет не способен заменить таких вещей, но и психология сейчас не стоит на месте. Поскольку все мы сейчас живём в очень странной и неприветливой реальности, к услугам «мозгоправов» можно и даже нужно обращаться, если вы или ваше чадо чувствуете, что обстановка слишком давит.
Стоит отметить, что технологии «цифрового присутствия» помогают детям учиться, даже когда они вынуждены оставаться дома и болеть. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями, которые теперь могут получать нормальное образование. Даже для детей, живущих в отдалённых уголках мира, эта технология станет во многом спасительной. На нашем далёком Севере таких малышей очень много.
Хороший пример – две школы в Салехарде, закрывшиеся из-за морозов на две недели в декабре прошлого года. Вместо отмены занятий детей перевели на удалёнку, и уроки спокойно продолжились без отставания от плана.
Из всего этого можно сделать вывод, что дистанционное обучение скорее стирает рамки, чем выстраивает их. За последнее, скорее, ответственны обстоятельства, сложившиеся в обществе.
Опасение 3: в Сети мало правдивых и точных данных
Старомодные учителя часто говорят, что Интернет не предлагает ничего, кроме готовых ответов и кратких описаний, а также шпаргалок и прочих ГДЗ. Да и смартфоны считают чем-то, пригодным только для списывания на контрольных.
Однако это не совсем так. Ведь для списывания информацию нужно найти, вычленить и проанализировать. А какая разница, искать её в школьной библиотеке или в Сети? Только в том, что последняя предлагает куда более широкие массивы данных. Тем более, что «Википедия» далеко не единственный источник информации, есть специальные открытые базы с лекциями, учебниками и прочими научными материалами. И, в отличие от библиотеки, данные там постоянно обновляются и актуализируются.
Ребёнку во взрослой жизни мало что понадобится больше, чем пресловутый навык находить информацию. Не запоминать её, а именно находить. Главная задача родителей на этом поприще состоит не в том, чтобы противопоставлять память и цифровые технологии, а научить малыша использовать два этих инструмента в тандеме. И правильно пользоваться ими. В Интернете важно критическое мышление, так что перед знакомством с мировой Сетью лучше рассказать чаду, что это такое и зачем оно нужно. Тогда ребёнок сможет находить всё, что ему нужно по учёбе.
Опасение 4: сейчас оценки и знания не идут рука об руку
Родители считают, что удалёнка предполагает только тесты-тесты-тесты, и так по кругу. То есть, эта модель обучения направлена на то, чтобы научить ребёнка находить правильный ответ из предоставленных, а не мыслить и анализировать информацию самостоятельно.
Но цифровые технологии помогают малышам развивать так называемые микронавыки. Параллельно с ними он учится работать с более комплексными программами и потихоньку начинает воспринимать всё большие и большие потоки данных. Именно по такому принципу и строятся современные системы обучения: от малого к большому.
Опасение 5: в онлайне дети не уважают учителя
Преподаватель – важная личность в жизни каждого школьника. Он выступает не только источником академической информации, но ещё и правильно расставляет акценты, решает, как лучше подать материал. А иногда даже помогает справиться с личными трудностями. Многим противникам дистанционки кажется, что общение в формате двух окошек на экранах уничтожает и нивелирует весь учительский авторитет.
Но ведь образовательные программы придумывают не сами учителя. Этим заняты специально обученные люди – методисты и психологи. Они в курсе об особенностях удалёнки и стараются построить все взаимодействия по принципу игры, это называется геймификация, и сейчас она повсеместно вводится везде, даже на крупных международных предприятиях. Это помогает ученикам эффективнее запоминать знания.
Школы всего мира перенимают новый опыт и иногда даже строят уроки во вселенных игр Minecraft и Fortnite – обе горячо любимы современными школьниками. Исследования, проведённые в этой области в 2019 году, показывают, что дети в такой форме лучше запоминают и усваивают информацию, даваемую учителем.
Вообще, постарайтесь отвлечься от своих предубеждений и взглянуть на ситуацию отстраненно. Да, мы живём в непростое время, когда всем приходится так или иначе приспосабливаться к обстановке. Но не всегда и не у всего есть подводные камни. Образовательные программы составляют профессионалы, а если подаёт материал хороший и опытный педагог, то особого значения в том, как именно он это будет делать, нет.
Плюс, посмотрите на ситуацию с другой стороны. Система образования сейчас переживает реформы, изменения, становится более современной и отвечающей новым требованиям и реалиям. Так что пандемию в каком-то смысле можно считать шоковым перезапуском, отдельные аспекты которого точно пойдут на пользу и учащимся, и взрослым.