Разные пятёрки для отличника и двоечника, низкая уникальность учебных программ, гаджеты на уроках… Всё это актуальные и насущные проблемы нашей современной системы образования. Мы заглянули в закулисье школьной жизни и достали из него всю правду, чтобы поделиться ею с вами.
Школа статична, дети меняются
Вот и настал тот момент, когда в школу пошли дети, рождённые в эру смартфонов и не представляющие свою жизнь без них. Они видят гаджеты вокруг себя: у родителей, сверстников, по телевизору и в Интернете. Умные телефоны и планшеты находятся в их жизни с самого начала и становятся неотъемлемой нормой. А в школах детей просят убрать свои девайсы на время урока и не отвлекаться на них. Абсолютно нормально, что им кажется неестественным такое положение вещей. С самого детства малыши привыкли просить у «Гугла» показать мультики или дать ответы на вопросы, а теперь их зачем-то просят отказаться от этого, отложить смартфон и начать учиться «правильно».
Общество бросает системе образования вызовы, и учебное заведение должно уметь на них отвечать. Например, 20, 30, 40 лет назад школы выпускали людей, обладающих базовыми навыками счёта, письма, чтения и этого вполне хватало, чтобы стать грузчиком, продавцом, дворником. Остальное человек мог узнать на рабочем месте. Сейчас же даже дворникам приходится пользоваться дарами современной цивилизации: фотографировать и отсылать проделанную работу начальству, вести учёт в Интернете и отсылать его на электронную почту. Эти навыки цифрового обращения сейчас необходимы даже самому неопытному и не самому высокопоставленному работнику. Так почему же далеко не во всех школах этому учат? Почему детей заставляют убирать смартфоны на уроках, а не правильно пользоваться ими для получения знаний? Гаджеты могут быть прекрасными инструментами для обучения, но устоявшаяся система образования попросту не предусматривает такого подхода.
Оценки: что с ними не так?
Представьте, в классе учится девочка-отличница, она пишет диктант и ошибается в паре знаков препинания, за что и получает четвёрку. Она исправляет свои ошибки и повышает оценку на балл, зарабатывая «отлично».
Теперь случай обратный: тот же диктант написал двоечник и допустил 12 ошибок. Он проводит большую подготовительную работу, учит правила и в следующий раз уже пишет с 5 ошибками. Но все равно по правилам получает двойку! Выходит, что действующая система оценок работает только с талантливыми учащимися, оставляя за бортом тех, кому обучение по разным причинам даётся сложнее. И таких желающих учиться, способных и успевающих, по статистике, в среднем классе от четверти до трети. С ними оценки 2,3,4,5 будут работать, но что делать с остальными детьми? Ответов у современной системы образования на этот вопрос пока нет. Другой метод оценки – через портфолио ученика, но и он не может гарантировать хоть сколько-то индивидуального подхода.
Единственный выход здесь – переориентировать действующую систему оценок на то, чтобы она показывала прогресс ученика относительно его предыдущих результатов. Только так оценка приобретет объективность и перестанет быть лишь формальной отметкой на бумаге. У каждого ребёнка собственный путь в образовании, и результаты его прохождения должны собираться автоматически, чтобы добиться от процесса получения знаний максимального эффекта. Но пока это не представляется возможным. Хоть вынужденный переход на удалёнку из-за пандемии и подтолкнул Правительство в этом направлении.
В наше неспокойное коронавирусное время люди начали активнее разрабатывать и использовать платформы для обучения в режиме онлайн. Эти сайты «знают», сколько времени ваше чадо смотрело тот или иной фрагмент видео или читало тот или иной параграф учебника. Это и помогает докопаться до сути – почему ребёнок застрял на определенном месте. Это может происходить по разным причинам: учащемуся просто неинтересно читать или, наоборот, он старался воспринимать информацию более внимательно и чутко. Если дело в последнем, то можно предложить ему книгу или образовательный фильм по интересной теме, а если проблема в интересе – попытаться найти иной подход подачи информации.
Если выстраивать весь учебный процесс вокруг индивидуального цифрового профиля, то и идти он будет бодрее, и представления об ученике даст лучшее, чем пресловутые грамоты и благодарственные письма. На эти документы никто не смотрит, потому что объективной информации о человеке они не дают.
Новый метод «цифровой педагогики» можно вполне назвать доказательным, по аналогии с медициной, потому что он не строится на эмпирическом опыте преподавателя и его собственно мнении, а всё больше на фактах и объективной информации.
Эти вопросы недавно обсуждались на форуме «Время образования», где Наталья Киселёва рассказала про «Московскую электронную школу». В ней заимствование и уникальные придумки преподавателей становятся очевиднее, так же как и процесс обучения их подопечных.
Проект сразу даёт понять, какого учителя можно назвать творцом, а кто лишь потребляет плоды чужих трудов. Такую же объективную информацию платформа даёт и о детях: о контенте, который они потребляют, о том, куда заходят, чем интересуются. Это помогает сделать правильные выводы, но система образования пока только готовится к новому витку своего развития.
Деятели образовательной сферы говорят, что за период пандемии было собрано огромное количество данных по этой теме, но работа над педагогическими моделями для новых программ пока только начинается. Учителям ещё предстоит разобраться, какая информация может пригодиться, и как с ней эффективно работать. Мы стоим на пороге новой эры обучения, но работы ещё предстоит сделать очень много.
О ЕГЭ и ВПР
По мнению Анзора Музаева, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, результаты ЕГЭ и ВПР – лишь повод посоревноваться для учебных заведений. Каждый стремится представить свою школу в наилучшем свете и ищет для этого свой собственный путь. Рособрнадзор старается сопоставлять данные итоговых тестов учащихся с Олимпиадами наподобие «Русского медвежонка», чтобы понять, насколько расходятся данные с реальной картиной в конкретной школе. Они также берут во внимание то, как хвалят, ругают или никак не реагируют на работу учителей в этой школе. Если несостыковок выходит много, Министерство образования устраивает проверки для региона. Главная цель Рособрнадзора – сделать так, чтобы поводов для этих проверок не было. С учётом огромного массива анализируемых данных и мотивационных надбавок преподавателям, основанных только на выставляемых оценках, задача становится практически невыполнимой. Но в перспективе проблема обязательно решится.
Схожая ситуация наблюдается и в вузах. Когда у профессора есть выбор, отпустить двоечника с тройкой и спокойно шагнуть в отдых, или оставить его на пересдачу в зимние каникулы (и самому эту попытку принять), он конечно же выберет первый вариант. И это сильно влияет на общее качество образования по всей стране.
Вечная школьная гонка
Для проверок все стараются собрать наивысшие результаты – так проще отчитываться. Конкуренция – это, вообще, нормальная человеческая черта, и люди всегда будут соревноваться друг с другом. Но у кого-то в классе два олимпиадника, у кого-то восемь, естественно, все учителя будут стремиться к тому, чтобы их было как можно больше. Потому что они знают, что за это получат поощрение.
Все дети разные, у каждого собственные уникальные способности и навыки, а задача учебного учреждения, родителей, факультативных занятий – помочь раскрыть их. Дальше дело уже за самим ребёнком, пользоваться своими талантами или нет. Но подвох здесь состоит в том, что для этого нужны талантливые и увлечённые своим делом преподаватели. Их главная цель – научить ваше чадо базовому набору знаний по предметам, даже если оно упорно сопротивляется. Тогда и одаренность, возможно, проявится. Но нынешняя система образования мало к этому располагает. Все гонятся за цифрами: «в классе семь олимпиадников, значит, класс хороший».
Об авторских школах
Когда в девяностых наша страна переживала тяжелые времена, беда происходила и в образовании. Сверху никто не следил за школами, потому что проблем и так хватало, из-за этого начали появляться авторские учебные заведения, которые отличались своей сутью: положением, мировосприятием, устройством. Некоторые из них были весьма хороши.
Но подход хорошего педагога сложно описать книгой или методикой, он просто следит за учеником и понимает, как к тому найти подход. Например, геометрию объясняет через спорт, потому что ребёнок любит командные игры, или объемные фигуры помогает разобрать на примере настоящих макетов, потому что так нагляднее. Другими словами, опытный и любящий своё дело преподаватель имеет чуйку, и описать её в унифицированных терминах тяжело. Но вот из-за этого отсутствия формализации многие авторские школы не тиражируются, а их авторы неохотно делятся своими секретами с коллегами. Поэтому педагогическая технология не двигается вперёд, не совершенствуется, от чего в конечном итоге страдают все. Важно оценивать методики, их эффективность и работоспособность в современных реалиях, сомневаться, задавать вопросы и постоянно стремиться к усовершенствованию.
Одинаковые возможности обучения
Сейчас на уровне Правительства существует образовательный стандарт, которому должны соответствовать школы. Но достигнуть разные учебные заведения его могут с разной скоростью. Например, в одной школе набрался хороший класс из сильных 25 детей со способностями к математике. Их можно сформировать в отдельный математический класс, где учителю не придётся тормозить детей в их стремлении к знаниям. Пусть узнают больше, ничего страшного. Самое главное, чтобы у всех детей, без исключения, был необходимый минимум знаний, который и гарантирует Государство. Об этом неустанно говорит Департамент образования, вводя новые документы, которые развязывают учителям руки и помогают не зависеть от директора.
Однако такой подход дошёл далеко не до всех регионов. В каких-то школах преподавателей очень мало, и директор, естественно, «дотягивается» до каждого в любом случае. Но проблема ещё и в том, что подчас учителей по определенным дисциплинам некем заменить, кадров попросту не хватает. Особенно это актуально для отдаленных мест нашей страны.
Сейчас у Департамента образования есть особый рейтинг школ, самым слабым из них власти стараются всячески помогать. Работа была проделана огромная: были усовершенствованы многие образовательные программы, вводились корректирующие воздействия, менялся управленческий и преподавательский состав. В итоге, это часто давало очень хорошие результаты, и «отстающие» школы после таких перемен сильно поднимались в рейтинге.