У всех нас случались моменты, когда мы не были уверены в собственных эмоциях, а тем более, в чужих. С другой стороны, многие из нас знакомы с чувством того, как это бывает, когда по-настоящему чутко чувствуешь себя и других. Есть ли отдельный аспект интеллекта, определяющий эти взаимодействия? Поддаются ли ли эти способности развитию, или они неизменны от рождения? Попробуем разобраться, а помогут нам в этом работы современных профессионалов в области психологии.
Четыре ветви
Дебаты о существовании и развитии эмоционального интеллекта ведутся давно. По теме уже есть подвижки, которые помогут прояснить эти жизненно важные вопросы. Собственно, с ними мы и разберёмся.
Вначале большая часть противоречий была связана с тем, является ли эмоциональный интеллект (ЭИ) набором инструментов определенных эмоциональных способностей или просто перечнем эмоциональных черт личности. В конце концов исследователями был достигнут общий консенсус в отношении того, какие критерии лежат в основе ЭИ. Получившаяся модель имеет четыре ветви: восприятие (себя и других), понимание, использование и управление эмоциями.
Давайте разберем их: восприятие — это осознание эмоции (часто невербальной), способность замечать внутренние чувства, которые испытывают другие. Понимание — это более глубокая форма осознания, она включает способность определять и понимать лежащие в основе передаваемых эмоций сообщения. Использование — самая противоречивая ветвь из четырёх, поскольку у научного сообщества есть весомые сомнения, что этот навык подвержен влиянию. Однако его можно рассматривать в качестве наглядного (не буквально) механизма, по которому наши чувства направляют наше сознание. Делают это они, чтобы способствовать появлению конкретных мыслей и активации различных моделей поведения. И, наконец, управление — навык, который требует понимания трех предыдущих, чтобы его можно было эффективно использовать.
«Чтобы человек мог контролировать свои эмоции, он должен сначала осознать, что чувствует, а также понять, что передают его эмоции».
Научный подход к исследованию ЭИ
По мере того, как научные изыскания об ЭИ продолжались, некоторые исследования начали отделять четыре критерия от эмоциональной самоэффективности (ЭСЭ) или веры в свои эмоциональные способности. Сделано это было, чтобы объяснить самовосприятие и склонности, которые не могли быть описаны одним только ЭИ. При этом очевидно, насколько ценен каждый из этих аспектов при взаимодействии с собой и окружающими. Их сочетание приводит к получению большего опыта, чем сумма его отдельных частей, что объясняет чрезвычайное разнообразие в общении и понимании между людьми. Например, представьте, что вы пытаетесь сочувствовать, не осознавая, что испытывают другие люди, или выражать эмоции без какого-либо контроля. Тогда последствия слабого ЭИ становятся очевидными.
Связь между высокими уровнями ЭИ и ЭСЭ учёные, исходя из результатов многочисленных тестов и исследованием статистики, связали с повышенной эффективностью на работе, наличием лидерских качеств, высокой успеваемостью и общим благополучием. Эта часть интеллекта способна оказывать влияние на все сферы нашей жизни, правда, в обратную сторону это тоже работает.
Мы уже коснулись того, что такое ЭИ и почему он важен, но теперь нам предстоит разобраться с его способностью (или неспособностью) к развитию. Согласно научным работам, ЭИ продолжает развиваться по мере взросления человека, это сигнализирует о возможности для его роста. В отличие, кстати, от IQ, который относительно стабилен на протяжении всей нашей жизни.
Можно ли развить ЭИ: теории и доказательства
Но есть ли доказательства того, что мы можем улучшить эмоциональный интеллект с помощью каких-либо тренировок? В одном из недавних исследований команда учёных разработала программу занятий для студентов, состоящую из четырех еженедельных упражнений. Каждое из них длится два с половиной часа. На этих занятиях, предназначенных для обучения теории «Четырех ветвей», использовались лекции, ролевые игры, обсуждения и совместные ролевые чтения. Прогресс определялся с использованием стандартизированных шкал для ЭИ (шкала MSCEIT) и ЭСЭ (шкала ESE). Шкала MSCEIT выставляла баллы для каждого из четырех аспектов, описанных ранее, что позволяло исследователям проследить изменения в каждом из них отдельно. Шкала ESE, напротив, открыла простор для независимого определения эмоциональной уверенности, чтобы сгладить формальность выставления оценок. Для подобных тестов это важно.
В итоге значительные улучшения были обнаружены в аспектах «восприятие» и «управление» ЭИ. Причём даже шесть месяцев спустя! «Понимание» не изменилось, а «использование» исследователи в данном эксперименте не изучали.
На следующем этапе исследования учёные стремились воспроизвести полученные результаты и использовали аналогичную экспериментальную модель с двумя ключевыми отличиями. Во-первых, программа обучения заняла одиннадцать недель, а не четыре. Это давало больше перспектив и времени для развития. Во-вторых, что более важно, исследование включало контрольную группу студентов с тем же расписанием занятий. Такое изменение позволило найти более надежные причинно-следственные связи между сравниваемыми людьми.
Исследователи обнаружили аналогичные значительные улучшения по сравнению с контрольной группой в управлении эмоциями, но там, где в прошлый раз не было обнаружено изменений в понимании эмоций, теперь стали явными значительные положительные сдвиги. Однако ничто из перечисленного существенно не повлияло на результаты по восприятию и использованию эмоций. Такая разница в результатах особенно интересна из-за последствий, которые она имеет для будущих направлений исследований. К примеру, возникают вопросы, касающиеся того, сколько аспектов ЭИ можно тренировать одновременно, какая среда способствует развитию различных его аспектов, имеет ли каждая ветвь свою собственную уникальную структуру обучения, является ли ЭИ многоуровневым и т. д. Подобные выводы обеспечивают прочную основу для разработки более понятных и подробных методов улучшения эмоционального интеллекта. Однако предстоит ещё много работы, прежде чем они будут представлены широкой общественности в качестве программ терапии.
Какие выводы можно сделать
Так что все это значит? Недавно учёные провели метаанализ эффективности обучающих мероприятий ЭИ. В 24 исследованиях они обнаружили умеренную успешность обучения, а это означает, что результаты действительно значительны. Кроме того, действенность была выше в тестах, основанных на моделях способностей (как раз к ним и относится модель четырёх ветвей). Вероятно, из-за их более сильных теоретических корней. Однако самой интересной идеей, представленной в обсуждении, было понятие различных уровней понимания для ЭИ. Сейчас мы способны воспринимать данный аспект изучения лишь как декларативное знание. Этот начальный уровень позволяет нам коснуться только фактической природы эмоций, но пока мы не осознаём всех их сложностей, которые и определяют фактическое использование этих навыков. Всё это в совокупности открывает для учёных огромные исследовательские перспективы, связанные с ЭИ.
На тему ЭИ каждый день появляется все больше работ, подтверждающих и существование, и возможности развития этого полезнейшего навыка. Правда, не все учёные сегодня верят в правдивость выдвигаемой теории. Их можно понять, ведь она довольно свежая. Но пока все данные говорят об обратном и о том, что развитие данного навыка может привнести много хорошего в наши жизни. Особенно, если рассматривать его пользу как в профессиональном, так и в личном контексте. По мере развития нашего понимания эмоционального интеллекта, однажды может появиться система образования, в которой приоритет будет отдаваться не только академическим достижениям, но и эмоциональному благополучию.
Может быть, она появится уже в ближайшем будущем. А пока, мы можем сказать лишь то, что ЭИ, вероятнее всего, есть, и поддаётся развитию. Правда, как это делать правильно, никто пока достоверно не знает.