Прежде чем говорить о формировании чувства уважения к учителю, нужно сформулировать основные сложности и их причины, дабы понимать, как их преодолеть.
Основным конфликтом современной школы является следующее:
- Школа — учреждение, где передают знания и опыт предыдущих поколений, как следствие, является весьма консервативной структурой;
- Одновременно, школа имеет дело с учениками, самыми молодыми представителями общества, максимально быстро реагирующими на происходящие изменения и усваивающими новые знания.
Долгое время указанного конфликта не существовало — опыт предыдущих поколений вполне переносился на последующие, десятилетиями жизнь людей радикально не менялась, и наставник обладал знаниями, недоступными его ученикам.
В современных условиях мы видим изменение данного положения вещей.
Почему возникает конфликт учителя и ученика?
В отдельных сферах, появившихся недавно (компьютерная техника, мобильные телефоны и т.д.), ученики зачастую разбираются лучше преподавателей. Причем изменения в новых сферах весьма стремительны и радикальны (появление широко распространенного мобильного интернета, к примеру, произошло буквально в течение последних 5-10 лет), и взрослому человеку очевидно сложнее отследить и освоить подобные вещи, чем школьникам, по большому счету, не знающих иной реальности.
Поэтому авторитет преподавателя, а с ним и уважение, для ребенка, понимающего, что в отдельных областях ученик компетентнее учителя, начинает разрушаться.
Второй момент, заслуживающий внимания — позиция родителей. Зачастую родители, в силу разных причин, транслируют детям весьма негативную оценку учителей, что вредит и авторитету конкретного преподавателя, и педагогов в целом. Необязательно это постоянное осуждение действий преподавателя, достаточно нескольких неосторожных реплик, сказанных при ребенке, и уважение к учителю сильно пошатнется.
Третий момент — постепенное изменение в стилях воспитания. Не секрет, что на сегодняшний день в школах остается множество педагогов так называемой “старой закалки”, склонных к авторитарному стилю общения с учениками. Притом необязательно данные преподаватели относятся к пожилому возрасту, в силу описанных выше причин, школа — весьма консервативный институт, и изменения внутри школы идут гораздо медленнее, чем в обществе, и порой сравнительно молодые педагоги используют подобную манеру взаимодействия со школьниками. Одновременно, значительное количество семей стало отходить от авторитарного стиля к демократическому. В итоге ребенок, привыкший в семье к большей степени свободы, начинает испытывать дискомфорт и, в силу естественных причин, у школьника зарождается внутреннее неприятие; пропадает уважение к учителю.
Как же развить у ребенка уважение к учителю?
Итак, сформулировав основные трудности поддержания авторитета педагога в современной школе, постараемся по пунктам указать возможные пути решения
Ученик компетентнее учителя (в отдельных областях)
Наверное, самая простая задача из перечисленных трудностей.
Объясните ребенку, что мир современных знаний практически бесконечен, и не существует человека, способного постичь все. Стоит привести примеры из прошлого, рассказать о древних ученых, обладающих энциклопедическими знаниями в разнообразных областях жизни, и что сейчас это стало невозможным в силу огромного массива накопленной человечеством информации. И то, что учитель некомпетентен, к примеру, в современных технологиях, не отменяет факта, что он хорошо разбирается в собственном предмете, и способен научить детей русскому языку или биологии.
Родители, допускающие критичные замечания о педагогах в присутствии ребенка.
Тут тоже все представляется весьма просто — необходимо отслеживать время и место собственных высказываний, не допускать обсуждения преподавателей в критическом ключе при детях.
Разница между стилями общения дома и в школе (зачастую — разница между разными педагогами).
Существует устойчивый стереотип, что главный конфликт возникает, когда из дома, где ребенка слушают и слышат, он попадает в школу, где тридцать учеников в классе, и у преподавателя не хватает времени и внимания на каждого учащегося. Но во многих случаях трудности возникают из-за сравнения школьником разных преподавателей, к примеру: первый учитель демократично общается с детьми, живо и увлекательно рассказывает, умеет заинтересовать школьника своим предметом, второй же рассказывает скучно, притом требует железной дисциплины, тишины и беспрекословного послушания.
Понятно, это крайние случаи, и в реальности все находятся между данными крайностями, но смысл ясен.
В данном случае родителю придется постараться, дабы привить ребенку уважение к педагогу, чьи методы работы родитель, мягко говоря, не одобряет.
Как решать конфликты?
Самый сложный вопрос — как поступить в случае конфликта ребенка с преподавателем, и вы считаете, что учитель неправ? (примем, что, конечно, вы уже встретились с учителем и обсудили сложившуюся ситуацию — зачастую личной беседы достаточно для разрешения конфликта).
Если поддержите сторону учителя, рискуете собственным авторитетом родителя. Причем независимо от того, кого вы считаете правым. В случае, если считаете правым преподавателя — необходимо объяснить ребенку, почему, чтобы он вас услышал и понял.
Если считаете, что учитель в данном случае неправ — не стесняйтесь это сказать (предварительно четко обозначив границы, т.е. “в указанном вопросе данный преподаватель неправ”, а не “все учителя ничего не понимают”).
Школьнику очень нужна поддержка, особенно в тяжелых ситуациях, важно помнить — никого ближе вас у ребенка нет.
Резюмируя вышесказанное, краткие выводы:
- объясните ребенку важность и сложность работы учителя
- избегайте критичных высказываний о педагогах в присутствии детей
- в случае конфликта с преподавателем всегда поддерживайте детей, а если учитель, по вашему мнению, неправ — не стесняйтесь это сказать