Некоторые школы ввели обязательное изучение второго иностранного языка с 2010 года. Есть вероятность, что новый ФГОС отменит эту инициативу и сделает его снова факультативным. Что же об этом решении думают учителя?
Что такое факультативный?
Согласно новому Федеральному стандарту в сфере образования от 2010 года, изучение второго иностранного языка должно было стать обязательным для всех школ к 2024 году. Учебные заведения сами должны были решить, когда вводить дисциплину в период с 5 по 9 класс. Главным условием было 5267-6020 обязательных часов учебной программы (это не менее 2 часов каждую неделю).
Вплоть до 2019 года второй иностранный был обязательным лишь формально, но в 2020 Минпросвещения опубликовало документ-письмо «Об изучении учебного предмета «второй иностранный язык»», а школы массового начали вводить дисциплину в программу. Однако многие дети продолжали изучать его факультативно.
Теперь новые ФГОСы сделают предмет полностью необязательным для всех, а решение о введении второго иностранного языка в программу останется за школами (после совещания с родителями). Английский останется обязательным во всех учебных заведениях. Документы вступят в силу с 1 сентября 2022 года, но родители, отдающие своих детей в школу уже в этом году, могут написать заявление-отказ от изучения второго иностранного языка их чадом.
Учитель иностранного одной из столичных школ, преподающая английский и китайский, поделилась своим мнением о происходящем. Она сказала, что учила два языка с пятого класса и полностью прочувствововала на себе, как это. Педагог считает, что приобрела от этого опыта гораздо больше, чем потеряла.
Многие родители, напротив, убеждены, что выучить второй иностранный в формате школьного обучения на должном уровне невозможно, да и не нужно. Учитель считает, что корни такого мнения уходят в отсутствия трудолюбия у их детей, потому что изучение языка – дело не самое простое, но может быть и в радость. Чем интереснее педагог даёт материал, тем охотнее ученики будут его запоминать. Главное, чтобы такая учёба не была принужденной и не шла «из-под палки».
Также учитель считает, что второй иностранный нужен в школе не для досконального изучения, а для первичного знакомства. Это даст ребёнку возможность в будущем легче контактировать с представителями других культур и раскрыть его потенциал.
Поэтому, с одной стороны, новое решение Минпросвещения поможет отсеять детей, которым такой бонус не нужен, и оставить только тех, кто действительно хочет погрузиться в предмет. Однако изначально задачей учителя было также и заинтересовать любого ученика в своём предмете. Может, не до уровня фанатичной любви, но хотя бы обеспечить полноценное знакомство.
Новый стандарт вряд ли изменит существующую ситуацию, потому что те, кто хотел учиться изначально, все равно будут это делать (а их родители поддержат соответствующую инициативу), однако существенно усложнит введение предмета для школ, где его не было.
В Москве давно нет профильных школ и гимназий, но есть учебные заведения с «языковыми» классами, где есть изучение второго иностранного. Однако выбор о том, брать ли его, даже там остаётся за родителями и учащимися. Детям, решившим идти по пути гуманитария, второй язык, как правило, нужен, а вот «технарям» гораздо реже. Хотя, полезным оказаться он может и для тех, и для других.
До сентября 2022 остаётся целый год, чтобы понять, нужно ли вводить новый стандарт. Учителя скоро выйдут из отпусков и смогу обсудить инициативу на педсоветах, а пока, тема активно муссируется в СМИ. Новые стандарты появляются часто, поэтому большинство учебных заведений готовы к нововведениям.