Проплыв несколько кругов в бассейне, ваш ребенок не станет следующим Далем или Ожеговым, но некоторые неочевидные преимущества для своего словарного запаса из этого занятия всё же вынесет.
Недавнее исследование, проведенное учеными из Университета Делавэра в США, показало, что физические упражнения способны ускорить рост словарного запаса детей. В статье, опубликованной в журнале Speech Language and Hearing Research, подробно рассказывается о влиянии физических упражнений на увеличение детского словарного запаса.
Детей в возрасте от 6 до 12 лет учили новым словам перед одной из трёх активностей: плаванием, кроссфитом и раскрашиванием картинки. «Плавцы» показали на 13% лучший результат в последующих тестах словарного запаса, чем остальные испытуемые.
Ведущий исследователь Мэдди Прюитт (и по совместительству бывшая пловчиха) сказала, что физическая активность помогает «кодировать» в голове новые слова. Она также объяснила, что спорт повышает уровень нейротрофического фактора в нашей голове — «чудо-белка для мозга»
Почему же тогда плавание помогло, а кроссфит — нет? Прюитт связывает это с количеством энергии, которое требуется мозгу при каждом упражнении. Умеющие плавать дети делают это без особых раздумий и инструкций, на автомате. Тогда как кроссфит – нечто более сложное и незнакомое для малышей. Например, маленьким спортсменам нужно было выучить движения, что требовало умственной энергии. Да и последовательное их выполнение тоже заставляет сосредотачиваться, даже тех, кто «в теме».
Прюитт провела исследование в рамках своего магистерского проекта Capstone и закончила его в 2020 году. Сейчас она работает логопедом в начальной школе в Южной Каролине, где применяет свои выводы на практике.
«Мои сеансы очень редко проходят за столом», — сказала она. «Я веду своих детей на детскую площадку или мы просто гуляем по школе».
Советник Прюитт и соавтор эксперимента Джованна Морини опираются на результаты, полученные в лаборатории. Морини, доцент кафедры коммуникативных наук и расстройств, сказала, что большинство исследований в области физических упражнений рассматривают их с точки зрения здорового образа жизни, но мало кто касается аспекта языка. Она сказала, что считает это перспективным направлением исследований, а другой её студент сейчас проводит аналогичный эксперимент на практике с младшей возрастной группой.
«Мы были ошарашены результатами, потому что они имеют огромный практический смысл», — сказал Морини. «Казалось бы, это простые вещи, ничего необычного. Но они реально работают».