Появление речи у ребёнка – один из важнейших показателей психического развития малыша. Но формирование речи начинается задолго до первого сказанного слова. Сразу после рождения малыш учится слушать, слышать, понимать близких людей, разговаривающих с ним. Ранний возраст – самый благоприятный период для начала речевого развития и усвоения основ родной речи.
Давайте познакомимся с нормами речевого развития, которые описываются ВОЗ. Особое внимание уделим первому году жизни.
Этапы речевого развития
0 – 2 месяца
Первая форма общения – плач. Плач – это сообщение о голоде, о дискомфорте. Через несколько недель малыш уже прислушивается к голосам окружающих людей. К концу первого месяца, услышав колыбельную, малыш успокаивается. В это время появляется комплекс оживления: малыш радостно двигает ручками, ножками, когда видит родных, улыбается им.
2 – 3 месяца
Развивается речевое дыхание. Появляется первый смех, «гуление», малыш пробует пропевать некоторые гласные, внимательно и с замиранием следит за артикуляцией взрослого.
3 – 6 месяцев
На смену «гулению» приходит лепет. Малыш лепечет сам с собой, издаёт звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, реагирует на своё имя.
6 месяцев
Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым, возникает спонтанное соединение слогов (например, «гуга», «дади»).
7 месяцев
Ребёнок активно использует лепет, вызывает взрослого на диалог, делая паузу после произнесённых фраз – слогов.
8 – 12 месяцев
Ребёнок может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова из двух одинаковых слогов.
1 – 1,5 года
Речь носит ситуационный характер, т.е. понять желание ребёнка можно только с учётом ситуации. Активно пользуется невербальными средствами общения.
2 года
Совершенствуется понимание речи. Малыш понимает и выполняет простые односложные инструкции, появляется простая двусловная фраза: «Мама, дай». Словарь состоит в основном из существительных – названий игрушек и окружающих предметов – и прилагательных большой, маленький.
3 года
В речи появляется развёрнутая фраза, предложения становятся сложными, с союзами «потому что», «чтобы»; в словаре начинают чаще использоваться глаголы, прилагательные, обозначающие не только размер предметов, но и их цвета, форму, качества; появляются наречия, предлоги, местоимения; допускается аграмматизм при оформлении предложения. Произношение многих звуков ещё далеко от совершенства, т.к. мышцы артикуляционного аппарата недостаточно развиты.
4 года
Возраст «почемучек». Появляются грамматические формы слова (ребёнок изменяет слова по числам, родам, падежам), используются в речи предлоги, в словаре появляются слова оценочного значения, слова-обобщения; всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные и притяжательные прилагательные (кошкин хвост); любит неоднократно слушать любимые сказки и стихи.
5 лет
Новым формирующимся навыком становится возможность узнавать звук в слове и подбирать слова с заданным звуком, т.е. развиваются простые формы звукового анализа. В словаре появляются наречия, обозначающие пространственные и временные признаки; мало ошибок на словоизменение основных частей речи; непроизвольная память, которая хорошо развивается в этом возрасте, позволяет запомнить большое количество стихов.
6 лет
Ребёнок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст, не нарушая логической и временной последовательности; активно пользуется обобщающими словами; грубых аграмматизмов в речи нет.