Речь – высшая психическая функция, данная человеку. Это форма общения людей, при которой необходимо формулирование мыслей речевыми средствами, с одной стороны, и их понимание — с другой.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как именно в это время идёт бурное развитие речи. Именно в это время родители начинают замечать, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Чаще всего внимание обращают на неправильное произношение. Но так ли всё просто и однозначно? Симптоматика и причины речевых нарушений многообразны.
Фонетические нарушения речи
С ними чаще всего обращаются родители, они могут проявляться по-разному и быть вызваны разными причинами.
- Нарушение звукопроизношения, при котором ребёнок неверно произносит или искажает отдельные звуки или группы звуков. Дети склонны менять местами или заменять звуки в словах на другие, какие им удобнее произносить. Причинами может быть подражание речи с ошибками, билингвизм в семье, недоразвитие фонематического слуха.
- Нарушение произношения всех групп звуков вследствие ограничения подвижности и слабости жевательной и мимической мускулатуры. В данном случае у ребёнка, как правило, смазанная, нечёткая речь, «каша во рту»; нарушение голоса (тихий, слабый, резкий); нарушенное речевое дыхание (дети часто говорят на вдохе); общая двигательная «неуклюжесть», неловкость; низкий уровень развития мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, рисовать); нарушение интонации (речь невыразительная, часто монотонная); нарушено распознавание звуков на слух вследствие дефектов произношения.
- Нарушение звукопроизношения, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов.
Фонетико-фонематические нарушения
Ребенок в этом случае не только не произносит звуки, но и плохо их различает, не понимает артикуляционной и акустической разницы. Таким детям не дается звуковой анализ, им тяжело учиться читать и писать, в устной речи они переставляют слоги, «проглатывают» окончания в словах.
Нарушение звуковой и смысловой стороны речи
К таким нарушениям относятся объём и качество словарного запаса, способность построения фразы, грамматическое оформление фразы, способность к словообразованию.
Нарушение ритма и темпа
К ним относятся заикание, замедленный или ускоренный темп речи.
Нарушения письменной речи
- Дисграфия – проблемы освоения письма;
- Дислексия – сложности восприятия написанного текста, смешивание звуков и слов при прочтении, неумение складывать буквы в готовые слова.