Иногда недосып и усталость мешают сосредоточиться. Важно, чтобы эти проблемы не превращались в хронические, но, если так случилось, нужно найти причину и устранить её. Мы собрали для вас советы от нейропсихолога, чтобы помочь детям лучше сосредотачиваться и меньше уставать от учёбы.
Об этом знают немногие, но нейродинамические показатели играют огромную роль в жизни людей. Например, когда ребёнок не показывает видимых результатов в учёбе, в этом могут быть виноваты именно они, а вернее, их низкий уровень. Если говорить простым языком, это снижение уровня активности мозга. Специалисты уверены, что именно по этой причине у большинства современных школьников появляются проблемы с успеваемостью.
Если у ребёнка есть такая особенность, он будет быстро уставать и медленно делать домашнее задание, хуже просыпаться по утрам и с трудом выдерживать урок обычной продолжительности, плохо концентрируясь на предмете изучения. Стоит отметить, что на общий интеллект это никак не влияет, но низкая нейродинамика мешает концентрации.
В корне поменять этот момент могут только специалисты посредством грамотной коррекционной работы. Но помочь вполне могут и учителя с родителями. Главное, что мешает нейродинамическим показателям расти, – длительное непрерывное сидение в классе и следующее после него изнуряющее выполнение домашки. Когда школьник проводит много времени за партой, у него появляются зажимы от сидения в не самой удобной позе. Вообще, длительное пребывание в статичном положении не способствует улучшению здоровья ребёнка и, в частности, нормализации деятельности мозга. Но здесь есть несколько хитростей.
Правильная организация обучения
В каждом возрасте есть определённые нормативы времени, когда ребёнок может концентрироваться: в четыре года – от восьми до двадцати минут, в пять лет – уже 15-25 минут, в шесть – 12-30, в 7 – 14-35, в 8 – 16-40, в 9 – 18-45, в 10 – 20-50. Это не значит, что по истечению этого срока нужно обязательно делать перерыв, просто требуется смена вида деятельности. Идеально, если за урок их будет три. Нагрузку можно изменять, наблюдая за малышом, или четко определив момент, когда деятельность будет меняться. Иногда возрастные нормы не соответствуют действительности, здесь всё индивидуально.
Помните, что для детей важны ритуалы. Таковой должен быть и для начала выполнения домашки. Есть даже специальные игры с движениями, которые помогают сосредоточиться. Например, можно попросить школьника после каждой дисциплины менять учебники и тетрадки, лежащие на столе, на время. Это добавит активности и позволит ненадолго сменить деятельность. Можно также устраивать периодические физкультурные минутки, чтобы немного расшевелить школьника между моментами сидения за столом. Перед началом ритуала полезно дать малышу 10-15 спокойных минут, когда свет будет приглушен, с тихой и успокаивающей музыкой. Это хорошо настраивает на дальнейшую работу.
Не забывайте и о правильной осанке, её нужно корректировать, если ребёнок сгорбился или сидит в нефизиологичной позе на стуле. Обязательно поощряйте чадо за выполнение промежуточных заданий и его успехи.
Если вы видите, что концентрация внимания теряется, предложите ребёнку встать из-за стола, посмотреть в окно и рассказать, что там происходит. Во время выполнения домашнего задания старайтесь разговаривать тихо и спокойно, чтобы не мешать. Помните про важность перерывов, разрешайте чаду иногда выходить из-за стола или из комнаты, если он или она об этом просит.
Как построить распорядок дня
Прогулки и проветривание комнаты – важный момент, которому стоит уделить внимание. Мозг лучше работает, когда вокруг создан комфортный прохладный климат. Тот же самый эффект оказывает и прогулка. Пускай и непродолжительная.
Важно включать в ежедневный распорядок дня немного движения и спорта. Здесь уместны любые виды физнагрузок, будь то дыхательная гимнастика или упражнения для расслабления глаз, координации, растяжения мышц. Научите ребёнка правильно расслаблять все группы мышц или просто попросите его ритмично похлопать в такт – это тоже полезно. Кстати, для расслабления отлично помогает массаж и самостоятельный массаж. Размять таким образом можно шею, голову, ладони, шею и спину. Главное — делать это правильно и не игнорировать противопоказания, если они есть. Лучше всего распределить разные активности равномерно по времени всего дня. Дыхательные практики также уместны, но только после консультации с неврологом. Врач подскажет, как их правильно делать. Идеально, если школьник будет раз или два в неделю посещать спортивные секции, где под надзором тренера будет заниматься различными активностями. Но мы сегодня больше сконцентрируемся на ежедневных вещах, которые можно делать и дома.
Помните о том, что в деле поддержания здоровья важна регулярность. Нельзя сначала заниматься чередованием деятельности, физкультурой и прочими техниками каждый день, потом прекратить, а потом снова возвращаться, и так по кругу. Лучше делать по чуть-чуть, не перегружаясь, но с завидным постоянством.
Иногда «домашние» методы могут не сработать, но обычно так происходит, когда имеет место серьезное нарушение из-за зажимов, неправильной осанки или позы. Если вы чувствуете, что происходит именно так, обратитесь к доктору и постарайтесь найти с ним другие варианты.
Что ещё можно сделать
Отличными помощниками в деле корректировки мозговой активности являются специальные коленные стулья и подушки для балансировки. Вам может показаться, что напрямую с деятельностью мозга они никак не связаны, но это совсем не так.
Специальный стул помогает сидеть, не сутулясь, он мягко поддерживает позвоночник в вертикальном положении. Сидя на обычном, всегда есть соблазн изогнуться и принять не самую физиологичную позу, от этого нарушается кровообращение. Кроме того, коленный стул снимает часть нагрузки со спины, а значит, помогает сконцентрироваться на учёбе, не отвлекаясь на боль. Когда мышцы находятся в правильном положении, к ним активнее приливает кровь, это помогает избежать затекания.
Что касается специальной подушки, она здорово поддерживает динамику во время сидения за столом. Это приспособление помогает оздоровительным массажем и гимнастикой прямо во время работы или учёбы. Подушка физиологично и постепенно формирует правильную осанку и позу для сидения, укрепляет мышечный корсет. Особенно важны мышцы спины, и удержание баланса на бессознательном уровне этому способствует.
Кроме того, балансировочная подушка создаёт хорошую и здоровую альтернативу ёрзанию на стуле. Дело в том, что в такие моменты мозг пытается заново включиться в работу, а подушка помогает ему, создавая не совсем устойчивое положение. Из-за этого также начинают работать группы мышц, которые бездействовали бы при сидении на обычном стуле. Специальные шипы, которыми оборудована балансировочная подушка, помогают избежать застоя крови в малом тазу – это также очень полезный момент.
Работать за компьютером или выполнять домашнее задание на подобном приспособлении лучше в режиме: 15 минут на задание, затем сделать перерыв 5 минут, проветрить комнату и продолжить. Периодически ребёнку полезно выйти ненадолго на улицу или хотя бы просто покинуть помещение, где он работает.
Самый идеальный вариант – это совмещать описанные домашние техники (соблюдение графика сна и поддержание принципов ЗОЖ, выполнение упражнений, нормализация режима труда и отдыха) с применением специальных средств и нейрокоррекцией, рекомендованной специалистом. Здесь всё индивидуально, например, единого идеального времени для чередования сидения на балансировочной подушке и плоскости нет. Его нужно подбирать под каждого ребёнка отдельно на практике.