Жизнь малыша начинается с первого вздоха и первого крика. Дыхательный аппарат играет огромную роль в жизни человека. И это не только физиологическая функция, органы дыхания участвуют также в формировании речи, влияют на правильное произношение, чёткость, громкость и силу звука.
Проблемы развития физиологического дыхания
У детей с речевыми проблемами часто можно наблюдать специфические особенности развития физиологического дыхания: вдох неглубокий, поверхностный; выдох короткий, прерывистый с постепенным ускорением; струя воздуха слабая, при говорении проходит сквозь щёки, в результате чего появляются «хлюпающие» звуки. Часто процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе; кроме того, встречается задержка дыхания.
Чтобы избежать этих проблем, развитию у ребёнка физиологического дыхания необходимо уделять пристальное внимание с ранних лет. Используя различные игры, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка расходовать воздух экономно. Постепенно у него будет развиваться способность направлять воздушную струю куда следует.
При проведении любых дыхательных игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью физиологического дыхания, за правильным ротовым выдохом. При этом необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не надо сжимать губы и надувать щёки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос (если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка физиологического дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют.
Поэтому такие игры надо ограничивать по времени.
Игры для развития плавного ротового выдоха
В настоящее время магазины предлагают нам множество игрушек для развития плавного ротового выдоха: это разного рода свистульки; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свиристели рожки, губные гармошки; вертушки разных видов и размеров; мыльные пузыри; трубочки с корзинкой и шариком. Однако можно и самим из подручного материала сделать интересные тренажёры и придумать с ними развлекательные игры, способствующие развитию сильного плавного ротового вдоха и активизации губных мышц.
Снежинки
Для этого необходимо вырезать снежинки – сначала, чтобы малышу было легче, можно их вырезать из салфеток, затем, по мере совершенствования навыка, можно использовать бумагу. «Снежинки» необходимо подвесить на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на «снежинки». Чья «снежинка» улетит дальше?
Ветерок
Полоски цветной бумаги длиной 15 – 20 сантиметров прикрепляем к деревянной палочке или обвязываем небольшой верёвочкой. Можно использовать папиросную бумагу или ёлочное украшение «дождик». Получится волшебное дерево. Глубокий вдох и на выдохе дуем на бумажные полоски – ветерок зашевелил листочки на дереве!
А ветерок может подуть и на осенние листья, собранные с ребёнком в парке и поставленные дома в вазу. Предложите ребёнку подуть на эти листья. Какое шуршание издают при этом листья!
Листопад
Теперь разложим эти же листочки на столе. Если играем зимой, листочки можно вырезать из тонкой двусторонней цветной бумаги. Представим, что подул ветер, и листья падают с дерева. Глубокий вдох, дуем на листья, сдуваем их со стола.
Одуванчик
Очень простая игра: нужно только выйти на улицу, найти одуванчик и подуть на него. «Смотри, как летят пушинки, как маленькие парашютики!» Можно предложить игру «Дед или баба?». Дуем на одуванчик только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове –получилась баба.
Уточки
Резиновая уточка с утятами (набор для купания) или другие лёгкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде, помещаются в таз с водой. Ребёнку предлагается дуть на утку, догоняющую утят или на утят, спешащих к маме-утке. В этом случае струя воздуха должна быть не только сильной, но и направленной.
Футбол
Используем лёгкий пластмассовый шарик или делаем шарик из куска ваты. На разных концах стола ставим «ворота»: или два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, или часть упаковки от «киндерсюрприза» (второй вариант сложнее). Чертим на столе линию и кладём шарик на середину стола (на линии). Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола, да ещё попал в ворота. Второй игрок должен стараться, чтоб шарик не попал на его часть стола.
Буря в стакане
В стакан наливаем воду, опускаем туда коктейльную трубочку и дуем в неё – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. По «буре» в воде легко увидеть силу и длительность выдоха. Проводя эту игру, надо быть готовым к некоторым трудностям:
- дети, привыкшие пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, и могут начать пить воду. В этом случае сначала предложите ребенку подуть через трубочку на кусочек ваты на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
- ребёнок может кусать или грызть мягкую трубочку. В этом случае можно использовать корпус шариковой или гелевой ручки – прозрачную трубочку из твёрдой пластмассы.
- держа трубочку в губах, ребёнок может выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами.
Конфетти
Игра аналогична предыдущей. Пластиковую бутылку надо наполнить конфетти. Ребёнку предлагается подуть через трубочку в бутылку так, чтобы конфетти фейерверком разлетались по всей бутылке.