Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Правильное определение источника звука помогает узнать направление, откуда идёт звук, помогает ориентироваться в пространстве, определить своё местоположение.
Развитие восприятия неречевых звуков идёт от реакции на наличие или отсутствие звука к их восприятию и различению, а затем к их использованию.
Именно это умение – различать неречевые звуки – лежит в основе восприятия речевого слуха, то есть способности различать фонемы родного языка по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по способу и месту образования. Не овладев навыками различения неречевых звуков, ребёнок в дальнейшем, обучаясь в школе, может столкнуться с трудностью усвоения правил, например, обозначение мягкости согласных на письме, так как не может ни услышать, ни понять разницу между твёрдой и мягкой фонемами.
Что такое неречевые звуки?
Неречевые звуки можно разделить на: звуки природы (журчание воды, шум ветра и дождя, шелест листьев, и др.); звуки, которые издают животные и птицы (жужжание мухи или жука, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, мычание коровы и так далее); звуки, которые издают предметы и материалы (жужжание пылесоса, шуршание пакета, стук молотка, шорох пересыпаемой крупы, звон бокалов и т.д.); транспортные шумы (сигналы автомобилей, гудение самолёта, стук колёс поезда, скрип тормозов и т.п.); звуки, которые издают разные звучащие игрушки (погремушки, трещотки, свистульки); звуки детских музыкальных игрушек (дудочка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, гармошка).
При обучении ребёнка различению неречевых звуков, следует иметь ввиду, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребёнка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе. «Ой, что это за звук? Посмотри, это собачка лает». «Пойдём к пруду. Посмотри, это утки плавают. Послушай, как они крякают: кря – кря». «А вон в дереве спрятались воробьи. Слышишь, как они чирикают чик-чирик». После того, как ребёнок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух). «Закрой глаза и угадай, какие птички прилетели».
Игры для различения неречевых звуков
«Найди такую же коробочку»
Для этой игры непрозрачные коробочки надо заполнить разными крупами – горох, гречка, рис, манка, фасоль. Кроме круп можно использовать и другие материалы – скрепки, кнопки, спички, бусинки, камушки. Главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Коробочек с одинаковым наполнителем должно быть по две. Чтобы звук в парных коробочках не различался, содержимого в коробочках должно быть одинаковое количество. В качестве коробочек можно использовать непрозрачные контейнеры, например, от «киндер-сюрпризов». Сначала поиграйте с одним набором коробочек: потрясите, послушайте звуки, которые получились. Затем предложите такую игру: один набор коробочек положите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к неречевым звукам. Предложите ребёнку найти среди его коробочек ту, которая издаёт такой же звук. Постепенно количество пар коробочек можно увеличивать.
«Узнай по звуку»
Подберите несколько звучащих игрушек. Вместе с ребёнком извлекайте из них неречевые звуки. После того, как малыш научится чётко определять их на слух, можно организовать данную игру. Спрячьте игрушки за ширму, а ребёнку предложите угадать, какая игрушка звучала.
«Шагаем и танцуем»
В данной игре мы обучаем малыша не только различать на слух звучание различных инструментов, но и реагировать на каждое звучание по-разному. Ребёнку показывают два инструмента барабан и бубен. Взрослый предлагает под звук барабана маршировать, показывая данное действие, а под звук бубна – плясать. Затем взрослый издаёт звук того или иного инструмента, а ребёнок самостоятельно (без показа) двигается соответствующим образом.
В дальнейшем можно усложнить игру, предлагая звуки инструментов без зрительной опоры, увеличивая количество инструментов. Движения также могут быть разными: прыжки, бег, взмахи руками и так далее.
«Солнышко и дождик»
Эта игра направлена на то, чтоб научить ребёнка переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна. «Мы с тобой пойдём на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном (взрослый легонько трясёт бубен в руке). Если пойдёт дождик, я буду стучать в бубен (взрослый держит бубен в одной руке, другой рукой ритмично ударяет по мембране бубна).» Далее взрослый несколько раз меняет звучание бубна, а ребёнок выполняет необходимые действия.
«Мишка и зайчик»
Эта игра направлена не только на развитие слухового внимания, но и на дифференциацию на слух темпа звучания одного музыкального инструмента. «Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот так. Когда я стучу медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – прыгай быстро, как зайчик». Повторите игру, меняя темп звучания несколько раз.