Все заботы по сбору ребенка в первый раз в первый класс позади. 1 сентября с его ощущением праздника прошло — начинается повседневная жизнь первоклассника. Все как у взрослых, пусть без домашних заданий и отметок, но совершенно не похоже на всё, что было раньше, — на детский сад с тихим часом и игрушками, и особенно, ежели ребенок не ходил в дошкольные заведения — на размеренную жизнь дома.
Адаптация в первом классе
Очевидно, детям с отсутствием опыта общения в коллективе несколько сложнее адаптироваться в школе — в семье малыш привык быть либо единственным объектом внимания взрослых, либо одним из немногих. В школе же ситуация кардинально иная — в классе 25-30 учеников, внимания каждый ребёнок, естественно, получает в разы меньше. Посему подобным детям требуется особое внимание — и учителя, и родителей. Зачастую им сложнее привыкнуть к требованиям школьной дисциплины, правилам поведения на уроке и т.п. При возможности, желательно за шесть-семь месяцев до начала учебного года (к примеру, в январе) отдать ребенка в детский сад для облегчения дальнейшей адаптации к первому классу. Если это невозможно — необходимо уделять ему повышенное внимание в первые месяцы учебы. Родителям в таком случае стоит постоянно контактировать с учителем, дабы вовремя реагировать на возникающие у малыша сложности и помогать справиться с ними. Однако, не смотря на уровень социализации, первые дни в школе всегда связаны с сильным стрессом для детей.
Источники стресса
Каждый ребенок отличается от остальных, для кого-то адаптация к условиям школьной жизни проходит практически безболезненно. Однако многие первоклассники поначалу чувствуют волнение и беспокойство.
Основной источник стресса малыша в первом классе — новизна примерно всего: незнакомые люди, иная обстановка, режим дня, форма уроков и т.д. Многие, конечно, играли в школу, в детском саду проводились похожие занятия, но школьная жизнь существенно отличается от привычной для ребенка в предыдущие годы.
В этой связи у любого малыша возникает стресс, вопрос лишь насколько быстро он сможет адаптироваться к новой среде. Дети, умеющие найти общий язык с другими детьми и легко заводящие новые знакомства, быстро осваиваются в первом классе и относительно безболезненно вписываются в новые рамки. Ежели ваш ребенок не очень общительный, стеснительный, ему сложно знакомиться с новыми людьми, — вероятно, стоит обратить особое внимание на данный аспект адаптации. Поговорите с классным руководителем, дабы он смог помочь малышу освоиться в новом коллективе.
В первом классе от ребенка требуется несравнимо более высокий уровень самоорганизации, чем раньше, что является дополнительным источником стресса. Прийти в школу, переодеться, переобуться, повесить вещи в гардероб, найти нужный класс, сесть на место, подготовиться к уроку — все это ребенку в новинку, и все он должен делать самостоятельно, пусть поначалу и с небольшой помощью. Каждый урок на парте должны лежать определенные тетради и учебники, к конкретному уроку разные. Даже с учетом, что учитель стремится помочь детям, при формировании новых навыков ребенок зачастую волнуется и оттого не все делает правильно, что приводит к еще большим переживаниям.
В подобной ситуации желательно поговорить с ребенком, объяснить, что не все получится сразу, но он со всем справится. Желательно потренироваться дома — готовиться к определенному уроку (достать нужные тетради, учебники, ручки, карандаши, все аккуратно разложить на столе), переодеваться на физкультуру (снять вещи, положить на стул, надеть спортивную форму и в обратном порядке) и прочие вещи, необходимые в школе.
Ещё важный момент — необходимо научить ребенка обращаться за помощью в сложной ситуации.
Зачастую дети стесняются попросить помочь окружающих, особенно незнакомых людей.
Как облегчить адаптацию малыша в первом классе?
Режим дня
Причем желательно установить режим на учебный год за месяц до начала учебы — подъем в то время, когда нужно вставать в школу, завтрак, обед и ужин — ориентировочно совпадающие со школьным распорядком. Сон школьника должен длиться не меньше 9 часов, ложиться спать лучше в 21.00-21.30, за час-полтора перед сном заниматься спокойными делами, к примеру, читать книги и т.п. Стоит заранее продумать структуру дня, дабы для малыша переход к началу учебы прошел максимально безболезненно.
Моделирование
В игровой форме моделировать учебные занятия — дабы ребенок мог почувствовать себя на уроке в классе. Отлично, ежели существует возможность максимально воспроизвести школьный антураж — к примеру, имитировать доску, взять указку и т.д. Это поможет ребенку полностью погрузиться в ситуацию урока. Желательно уделять особое внимание дисциплине: подготовке к уроку, необходимости поднимать руку для ответа и т.д.
Участие родителей
Во время обучения проявляйте заинтересованность к школьной жизни, делая упор на положительные моменты. Не сравнивайте успехи малыша с другими учениками, только с предыдущими достижениями ребенка. Во-первых, это поможет избежать искажения самооценки, во-вторых, позволит малышу увидеть собственный прогресс.
Поддержка
В первые недели обучения старайтесь всячески поддерживать малыша, помните, что скорость адаптации индивидуальна: чем меньше стресса испытает ребенок в самом начале учебной жизни, тем спокойнее и лучше он будет чувствовать себя в будущем.