Итак, позади остались торжества по поводу поступления в школу, ваш ребенок стал школьником — соответственно, вместе с образом жизни меняется и подход к воспитанию.
В первую очередь стоит разделить младшую школу и среднюю/старшую — очевидно, к старшим детям уже иное отношение, у них иное восприятие, иные приоритеты и способы взаимодействия с окружающими.
Но что необходимо детям, независимо от возраста, так это поддержка родителей и их безусловное принятие. Независимо от успехов в школе, в спортивной секции, ребенок должен чувствовать содействие со стороны родителей, ощущать, что безусловно любим и желанен.
Различие между воспитанием в младшей и старшей школе
Воспитание в начальной школе
Основная задача воспитания младших школьников
Поддерживать стремление к учебе, познанию нового. Как правило, в данном возрасте дети сами стремятся учиться и узнавать больше, главное — не мешать, а направлять и помогать в меру сил и возможностей. Детский ум в данном возрасте с жадностью впитывает массу новой информации, посему во многом от родителей зависит, какого типа данная информация будет. Можно купить детские энциклопедии, смотреть с ребенком познавательные фильмы, также сейчас легко найти на Youtube массу интересных каналов с роликами по самым разнообразным темам, кроме прочего, существуют аудиоэнциклопедии с адаптированным для детей форматом подачи информации. Все, что нужно — на начальном этапе заинтересовать ребенка. Главное отличие от предыдущего «возраста почемучек» — взрослому следует не только предоставить ребенку интересующую информацию, но и научить его, как искать ответы самостоятельно — в энциклопедиях, к примеру. Воспитание в школе должно идти поэтапно.
Ежели на любой вопрос ребенка вы сразу отсылаете его к книге на полке, то через некоторое время он просто потеряет заинтересованность и восстановить ее будет весьма сложно. Напротив, в первое время родитель должен показать пример: ребенок задал вопрос, взрослый достал энциклопедию, открыл нужную страницу (попутно объясняя, конечно, почему он взял эту энциклопедию и каким образом он ищет информацию) — и вместе с ребенком нашел ответ на вопрос. Проговаривание пошагово процесса поиска нужной информации позволит ребенку усвоить основные принципы, дабы в будущем он мог проделывать подобное с меньшим вмешательством взрослых, а в итоге — полностью самостоятельно. Соответственно, ребенок сможет почувствовать собственные силы и ощутить успешность самостоятельной деятельности, что является немаловажным фактором в поддержании желания учиться, познавать новую информацию.
Вторая задача в воспитании младшего школьника
Другая цель воспитания в школе — постепенное увеличение степени самостоятельности не только в поиске информации, но и в повседневной жизни. Очевидно, самостоятельно одеваться, умываться и чистить зубы ребенок уже умеет — приходит время манипуляций посложнее: заправить кровать, приготовить простые блюда, помыть посуду (поставить посуду в посудомойку), сделать уроки, собрать портфель и прочее.
Как и везде, важна постепенность обучения. Для примера возьмем приготовление каши с утра. Приблизительно этапы могут выглядеть так:
- Рисуем инструкцию с картинками — подписываем количество крупы, молока и воды, соли и сахара;
- Взрослый готовит кашу, комментируя действия, по инструкции, ребенок наблюдает;
- Взрослый готовит, ребенок помогает, одновременно ребенок сверяется с инструкцией;
- Ребенок читает пункты инструкции и готовит под наблюдением взрослого.
Подобным образом легко организовать любой процесс обучения, главное — отмечать успехи ребенка и хвалить его за полученный результат. Ощущение успеха и похвала родителей — лучшие мотиваторы самостоятельной деятельности ребенка.
Воспитание в школе: ребенок становится подростком
Очевидно, в средней и старшей школе продолжается развитие самостоятельных действий ребенка, их усложнение. Все большую роль играет самоорганизация, в школе количество и разнообразие предметов увеличивается — и со стороны родителей важна поддержка и помощь в развитии. В данном возрасте, вероятно, ощущается даже большая необходимость поддержки — пока ребенок мал, он нуждается в помощи, в старшем же возрасте, особенно, если физически ребенок едва ли не больше родителей, данная потребность зачастую не столь очевидна. Ко всему прочему, подросток может демонстрировать нарочитую самостоятельность и независимость от взрослых, но родителям необходимо все время держать в голове, что подросток все еще ребенок, и нуждается в заботе и содействии.
С другой стороны, некоторые родители искусственно ограничивают развитие самостоятельности, видя в уже весьма взрослом ребенке того же несмышленого карапуза, ничего не способного сделать без помощи родителей. В итоге, подобное приводит либо к конфликту, ибо ребенок чувствует потребность в большей независимости от родителей, либо к инфантилизации подростка.
Также в данном возрасте на первое место выходит ценность общения, в основном — со сверстниками. В отличие от младших детей, подросток нуждается в одобрении не только значимых взрослых, но и ровесников. Отсюда зачастую произрастают попытки демонстративного непослушания, агрессивное поведение по отношению к родителям и т.д. (не зря подобный возраст называют “трудным”). Многое, конечно, зависит от взаимоотношений, сложившихся у родителей и ребенка – чем они доверительнее, тем проще будет процесс воспитания ребенка в школе. Посему, родителям необходимо не только оказывать поддержку ребенку (что периодически весьма сложно), но и выстроить доверительные взаимоотношения с ним (что зачастую гораздо сложнее), дабы по мере возможности помочь пережить сей непростой период.