Невроз — это реакция психики, возникшая в результате волнительной или продолжительной нервной обстановки. С неврозами сталкиваются многие дети школьного и дошкольного возраста. Статистика показывает, что это 45% детей, из которых подавляющее большинство — мальчики.
От неврозов дети страдают не только эмоционально, но и физически. Именно из-за него у ребёнка может быть ослабленный иммунитет, склонность к различным заболеваниям на нервной почве и т.д.
Природа невроза
Есть группа факторов, которые способствуют развитию недуга:
Психологические
Повышенная опека со стороны родителей (например, когда ребёнок первенец или единственный в семье), непоследовательное воспитание, конфликты в семье, девиантное поведение родителей, нестабильное эмоциональное состояние или вредные привычки.
Социальные
Адаптация к школе, детскому саду и т.д, смена места жительства, привыкание к самостоятельности, большая нагрузка или перемены в жизни ребёнка.
Экономические
Неблагополучная семья, неподобающие условия жизни, нехватка внимания родителей (например, когда родители пропадают на работе), ранняя нагрузка (например, если малыша рано отдают в сад или он проводит большую часть времени на продленке).
Наследственные или биологические
Осложнения при родах, наследственные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, лабильная нервная система.
Бытовые
Хроническая усталость, повышенная нагрузка, стресс, переломное событие (например, смерть близкого), сбитый режим сна или его недостаток, неправильное питание.
Как работает нервоз?
В ответ на возбудитель в организме происходит сбой в центральной нервной системе. У детей, чаще всего, ставят диагноз церебральная возбудимость. Если же триггер был на положительном периоде времени или запредельно шокирующим, волнительным, то организм выбирает реакцию торможения. Дабы адаптироваться к новым условиям, он меняет психическую реакцию. Что служит почвой для внутреннего конфликта ребёнка, вызывая новые переживания.
Виды нервоза и его симптомы
Астенический
Свойственен робким, закрытым, мнительным детям. Отправной точкой, зачастую, служит стресс при длительном заболевании или повышенная утомляемость, усталость. Проявиться может в виде надуманных страхов, сбитого или ненормированного режима сна, необоснованного волнения, тревожности, гипертрофированной реакции на внешние раздражители (например, плач на неожиданно проехавшую машину). Проявляются головные боли, дискомфорт в кишечнике при волнении, боли в области сердца, озноб, потливость.
Истерический
Дети с демонстративным, истеричным, лидерским типом поведения склонны к данному типу невроза. В раннем возрасте это проявляется в виде истерик с падением на пол, плач с приступами учащенного дыхания, непроизвольных дефекций. Для подросткового периода характерны театральные явления в виде хлопанья дверьми, повышенного тона, криков. Если случай критический могут быть судороги и истерическая слепота.
Навязчивый
Приходит вместе с повышенной ответственностью, принципиальностью, желанием все контролировать, перфекционизмом и педантичностью. Сопровождается навязчивыми движениями в виде излишнего моргания, подергивания ногой, стучания по поверхности, кусания ногтей.
Депрессивный
Основным фактором служит продолжительная психотравма. Больше к такому типу склонны подростки. Ребёнок апатичен, склонен к постоянному уединению, наблюдается отсутствие настроения, интереса, энергии. Проявляется в снижении активности, отсутствия аппетита, проблемами со сном или наоборот желанием уйти от реальности в сон.
Системные
Характеризуется различными тиками: подёргивание конечностями, веками, частями лица. Также возможно заикание.
Невроз у школьников
Школа — это начало нового этапа в жизни ребёнка. Ему приходится сталкиваться со многими трудностями: изменение режима, коллектива, адаптацией и т.д. На почве этих изменений ребёнок испытывает стресс. Если школьник не привыкает к новым условиям или подвергается давлению со стороны учителя, родителей или одноклассников, то психотравма становится продолжительной и перерастает в невроз.
Простой непрофессионализм учителя способен послужить развитию невроза у школьника. Например, когда ребёнок неудачно ответил у доски и учитель высмеял его перед всем классом, неврозы также часто возникают из-за занижения оценок, банальной предвзятости. Подростки начинают страдать головными болями, тахикардией, повышенным давлением.
Частые пропуски тоже сказываются на эмоциональном и физическом состоянии подростка. Одноклассники начинают посмеиваться, принижать, не принимать его в уже сформировавшийся коллектив. Учителя также принижает оценки, выделяют на уроках в негативном свете, нередко случаются конфликты. Хотя пропускает школьник банально из-за слабого иммунитета.
Синдром отличника — тоже разновидность невроза, зачастую, вызванная повышенным родительским контролем или недостатком внимания с их стороны. Ребёнок буквально поглощен учебой, очень строг к себе и любые неудачи воспринимает болезненно. На этом эмоциональном фоне случаются истерики, хроническая усталость и даже сосудистая дистония. Поощрять повышенную ответственность ребёнка в плане учебы не стоит, важно научить правильно расставлять приоритеты и границы. Проявите внимание к своему ребёнку, возможно, таким способом он пытается заслужить ваше одобрение.
Если ваш ребёнок в школе испытывает недомогание, потливость, учащенное сердцебиение, боль в суставах. Приходя из школы он агрессивен или наоборот чувствует себя поникшим, обязательно обратите на это внимание! Помогите своему ребёнку научиться справляться со стрессом, иначе этот недуг может прочно закрепиться в сознании и сопровождать его на протяжении долгого времени.