Задолго до начала школьного обучения, родители начинают обучение ребенка чтению. Столь незаменимый навык все стараются прививать по-своему. К сожалению, не все подходы обеспечивают сравнимую результативность. Некоторые и вовсе не эффективны. В данном материале мы подскажем, как обучить детей чтению, избегая распространённых ошибок.
Частые ошибки в обучении чтению
Пока рано читать
Каждый ребёнок уникален. Некоторые дети развиваются быстрее других. Но всё равно не следует стараться обучить детей чтению слишком рано. Добиться успехов получится и в 2 года, но ребёнок вряд ли поймёт, о чём читает. Это подтвердит простая просьба сделать короткий пересказ текста. Оптимально начинать учиться читать к 5 годам.
Будьте примером
Неважно, насколько рано ребёнок научился осмысленно читать. Интереса к данному занятию у малыша не будет, если он практически не замечает родственников с книгами. Дети склонны подражать старшим, поэтому побуждайте их к чтению собственным примером. Отличным вариантом станут литературные вечера, где книги читаются вслух, после чего обсуждаются в кругу семьи. Организовывать их можно до начала обучения чтению. Это послужит ребёнку дополнительным стимулом в предстоящих занятиях.
Многообразие методик
Существуют десятки технологий и методик обучения чтению. От многообразия выбора сложно понять, что лучше выбрать, поэтому некоторые начинают использовать одновременно несколько методик. Результат такого подхода оказывается минимальным. Попробуйте традиционную методику, постепенно добавляя современные техники по необходимости.
Используя альтернативные подходы, чётко объясняйте ребёнку разницу. Методика Зайцева демонстрирует различные варианты слогов, что может запутать ребёнка, поставив знак равенства между слогом и звуком. Тюленева и Домана превосходно пополняют словарный запас.
Читается и произносится
Первым делом родители разбирают с малышом отдельные буквы. Уже на данном этапе обучения могут возникать ошибки, запутывающие ребёнка. Несоответствие произносимого звука прочитанной букве является одной из наиболее распространённых. Буква «А» читается и воспринимается нами одинаково. Однако «Н», «Р» и другие мы называем «ЭН» и «ЭР». Для взрослого разница очевидна. Но ребёнок, запомнив предложенный вариант, продолжит использовать его при чтении: вместо «НОТА» и «КОРА» получится «ЭНОТА» и «КОЭРА».
Рекомендуем отказаться от картинок при изучении букв. Может показаться, что подобный вариант позволяет ребёнку быстрее запомнить буквы, привязать каждый символ к изображению. Однако в действительности всё становится запутаннее.
Также отметим, что читать нужно не по буквам, а по слогам. Для простых слов данная рекомендация не подходит, но как только ребёнок сталкивается с чем-то посложнее, то в процессе чтения он забывает о звуках, произнесённых изначально. Постарайтесь научить малыша не прерываться, протягивая буквы в слогах. Сами слоги можно не произносить, а петь, тем самым добиваясь лучших результатов.
Не заставляйте
Одна из серьёзнейших ошибок. Заставляя ребёнка учиться читать, родители формируют неприязнь к данному занятию. Использование чтения в качестве наказания заставляет детей считать его чем-то плохим. Если ребёнок хочет заняться чем-то другим, то не следует удерживать внимание фразами «сейчас закончим главу, затем пойдём поиграем». Также не нужно «платить» детям за чтение. Другими словами, поощрять ребёнка сладостями за каждую прочитанную книгу – не лучшая идея. В таком случае чтение будет только ради награды, а не ради книги.
Заключение
В заключение дадим ещё несколько важных советов, без которых обучить ребенка чтению будет сложно.
Во-первых, заниматься с ребёнком должен человек с хорошей дикцией. Смазанная речь, дефекты, другие неточности в произношении не позволят ребёнку чётко различать звуки, слоги, слова, а значит, и повторить их самому.
Во-вторых, не забывайте об общении. Некоторые родители, обучившие детей чтению, перестают читать сказки на ночь, лишаясь важной части коммуникации. Ребенку необходимо ваше внимание. Беседуйте со своими детьми, через диалог они будут пополнять словарный запас, развивать память. Интересуйтесь, что малыш прочитал, обсуждайте отдельные моменты произведений, читайте вместе книги вслух.
Такой подход поможет малышу добиться успехов в школе, усилит интерес к учёбе.