«Сперва мы ждем-не дождемся, когда ребенок заговорит, потом хотим, чтоб он хоть минутку помолчал», — пишут мамы на форумах. Правда, бывает, что время идет, а ребенок упорно продолжает хранить молчание. Попробуем разобраться, почему малыш все еще не заговорил, и как должно проходить развитие речи.
Все понимает
Во-первых, так называемые возрастные нормы по типу «десять слов в годик, двадцать — к полутора» относительны: далеко не все нормально развивающиеся малыши смогут справиться с поставленными неврологами и логопедами задачами. Однако первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным периодом развития речи. Будет ли процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного человека. Достаточно часто случается, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок внезапно начинает говорить развернутыми предложениями. Когда малыш все понимает, участвует доступными ему способами в разговорах взрослых, волноваться не стоит. Он просто копит словарный запас.
Кстати, желание общаться с ровесниками отлично ускоряет развитие речи ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский садик молчун спустя неделю начинал бойко разговаривать.
Переходим к речи
Прежде чем начать говорить первые «дай»/«мое», детки проходят важнейший этап пассивного овладения словом — учатся понимать, что именно говорят взрослые. Уже к году ребенок должен без затруднений уметь показывать игрушки, привычные ему предметы по просьбе взрослого, и искренне стремиться к эмоциональному контакту и диалогу. Если годовалый ребенок не реагирует на слова, обращенные к нему, не понимает просьбы «принеси мишутку»/«покажи, где кроватка», то пора серьезно заняться вопросом. Не стоит откладывать визит к врачу до момента, когда малышу исполнится три года. Чтобы ребенок научился воспринимать речь, обращенную к нему, с ним нужно очень много разговаривать с первых дней жизни. Обращайтесь к ребенку по имени, комментируйте собственные действия и больше читайте вслух. Чем насыщеннее станет вербальная среда вокруг малыша, тем активнее тот станет интересоваться языком.
Нормы развития речи
1−2 месяца
Интонирование криков: в них можно различить удовольствие/неудовольствие.
1,5−3 месяца
«Гуканье», «гуление»: ребенок повторяет за взрослыми/самостоятельно произносит отдельные слоги.
4−5 месяцев
Лепет: малыш повторяет за родителем, самостоятельно произносит слова, которые состоят из одного и того же слога.
8 месяцев-1 год 2 месяца
«Лепетные» слова: речь, состоящая из коротких слов, звукоподражаний.
1 год 6 месяцев-2 года 2 месяца
Двусловные предложения.
1 год 9 месяцев-2 года 6 месяцев
Стремительный рост словарного запаса, ребенок интересуется названиями окружающих предметов.
2 года 4 месяца-3 года 6 месяцев
Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с правильными родовыми, падежными окончаниями. Время учить малыша говорить букву «Р»
2 года 6 месяцев-3 года 5 месяцев
Словотворчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь правил родного языка.
2 года 6 месяцев-3 года 6 месяцев
Во время игр, занятий ребенок комментирует собственные действия.
Упражнения для развития речи ребенка
Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью, приблизить день, когда кроха станет полноправным собеседником. Предлагаем несколько способов разговорить ребенка.
Скажи мне, что ты хочешь
Большинство родителей готовы и уже умеют угадывать желания ребенка по отдельным звукам и жестам. Эта чуткость, конечно, очень похвальна, но оказывает ему дурную службу. Попросите малыша несколько раз повторить, что конкретно он хочет. Так вы стимулируете развитие речи: если бы ребенок умел говорить, вы поняли бы его без проблем.
Важно: Не стоит отказывать в понимании полностью. Если видите, что ребенок расстроен или волнуется, достаточно всего пары повторов.
Говорить с выражением
Используйте два типа речи: интонируемую и обычную. Первая уместна во время игр: «Где наш шарик? Куда укатился? Во-от он». А обычные — бытовые — комментарии произносить нужно совершенно обыденным тоном. Малыш научится различать и слова, и интонации, что также замечательно стимулирует речевые центры.
Займите руки ребенка
Наши бабушки и мамы знали: развитие речи малыша напрямую зависит от его пальчиков. Игра с мелкими предметами стимулирует способность различать и правильно произносить звуки, иначе говоря, благотворно влияет на артикуляционный аппарат ребенка. Пусть он пересыпает крупы из одного стакана в другой, перекладывает горошины из миски в миску, строит пирамиду из спичечных коробков. Чем плотнее вы задействуете пальцы ребенка, тем скорее и четче он заговорит.
Угадай животное
Детям, уже умеющим произносить отдельные слоги, очень полезна игра с условным названием «угадай животное». Взрослый берет несколько игрушечных зверей и вместе с ними прячется за импровизированной ширмой. Задача малыша — догадаться по звукам, кто именно прячется «за занавесом». К примеру, взрослый спрашивает: «Кто же у нас тут сидит? Подай-ка голосок!» И сам отвечает: «Мяу-мяу! Так это же котенок!». Стоит вам повторить это еще несколько раз, и ваше чадо наверняка поддержит игру. Дитя с удовольствием начнет рычать, лаять и мурлыкать.
Отличник
Родитель, выступающий в роли учителя, «просит» сидящих в кружочке кукол произносить названия предметов и сам отвечает разными голосами. Через время «ученики» сбиваются, педагог обращается за помощью к малышу. Задача ребенка — исправить чужие ошибки.
Помоги маме
Родитель выразительно читает стишок, но «забывает» произнести последнее слово и вопросительно смотрит на малыша, предлагая тому самому закончить строчку.
Помните, что совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость, ни в коем случае не превращаясь в проверку способностей.
Увидев разочарование на мамином лице, кроха поймет: «я что-то делаю не так» и замкнется сильнее.