По данным Американской психологической ассоциации, воспитание детей во всем мире преследует три основные цели: обеспечение здоровья и безопасности, подготовка к продуктивной взрослой жизни и передача культурных ценностей. Звучат эти тезисы крайне амбициозно, однако быть успешным родителем — это огромный труд и, к сожалению, он не всегда может гарантировать счастливое будущее чада. Слишком много в этом уравнении переменных. Но большое количество тематической литературы указывает на то, что методы воспитания являются самой едва ли не самой важной из них. Конечно, всё это условности, но и предмет обсуждения не лежит в области точных наук и категорий. Попробуем разобраться.
Как стиль воспитания влияет на поведение
Исследования обнаружили устойчивую связь между воспитанием детей и адаптацией ребёнка к социуму. Например, от родительского поведения матери и степени её привязанности к своему ребёнку как раз и зависит то, насколько хорошо она сможет повлиять на него психологически и насколько сильно сможет корректировать его поведение. И, конечно, на это влияют методы воздействия родителей, разнящиеся от одного стиля воспитания к другому.
Когда малышу исполняется пять лет, у него начинается стадия активной социализации. Если в этот период у него возникают проблемы, чаще всего их вызывает тревожность и депрессия. Обычно здесь же имеет место синдром дефицита внимания с гиперактивностью и трудности с поведением. Это всего лишь несколько распространенных поведенческих проблем, которые формируются в тесной связи с особенностями разных стилей воспитания. На самом деле, их гораздо больше.
Попытка изучить влияние методов воспитания на детей сложна, потому что родители и дети ведут себя очень по-разному. Это целый огромный спектр (вернее, два), который тяжело фиксировать и использовать в качестве статистических данных. Причинно-следственная связь между практикой воспитания и поведением также непрозрачна и зависит от времени и условий появления рассматриваемого поведения. Пример можно найти в недавнем исследовании. Оно затрагивало восприятие подростками психологического контроля родителей и степени, в которой мамы и папы пытаются этот контроль осуществлять. Исследователи обнаружили, что поведение детей гораздо сильнее влияет на психологию родителей, чем предполагалось ранее. Поскольку связь является обоюдной и неравномерной, изучение влияния различных родительских практик на результаты поведения ребёнка становится еще более сложным. Чтобы внести ясность, нужно более-менее чёткое разделение методов воздействия на детей и их результатов.
Психологи предложили разбить стили воспитания на четыре типа: авторитарный, снисходительный, невовлеченный и авторитарный. Все они основаны на двух гранях поведения мам и пап: теплоте и контроле. Первый связан с родительской привязанностью к ребёнку и его принятием, второй — с активной ролью, которую родители играют в поощрении соблюдения правил и социальных условностей. В ходе обширного исследования по этой теме учёные предложили градацию, которую мы привели и разобрали ниже.
Авторитарный стиль воспитания
Авторитарный родитель сочетает в своём подходе к воспитанию низкий уровень теплоты с высоким уровнем контроля и стремится поддерживать строгую дисциплину. Обычно речь идёт о минимальных разговорах с ребёнком (и, чаще всего, это родительские монологи), высоких ожиданиях от чада, регулярных ограничениях свобод, частом применении наказаний. Авторитарное воспитание, вопреки своим целям, провоцирует в ребёнке вражду, антисоциальное поведение и агрессию. Исследования также показали, что дети, слишком рано столкнувшиеся со строгим контролем родителей, часто страдают от тревожности. Возможно, тревога связана с отсутствием возможности самостоятельно изучать окружающую среду и развивать автономность. Было также высказано предположение, что низкая теплота, типичная для авторитарного воспитания, может быть связана с развитием детских депрессивных состояний.
Снисходительный стиль воспитания
Снисходительный родитель демонстрирует высокий уровень теплоты и низкий уровень контроля. Он или она выступает скорее в качестве друга, чем мамы или папы. То есть, в быту такой семьи слабая дисциплина и контроль по отношению к ребёнку сочетаются с небольшим количеством правил, отсутствием постоянного руководства за его действиями и нулевыми ожиданиями. Такие родители склонны быть очень любящими и заботливыми, но мало вовлекаются в решение проблем своих чад. В исследовании снисходительного воспитания недостаточная вовлеченность, отсутствие контроля и неуверенность в своих способностях были важными предпосылками возникших проблем с поведением ребенка, о которых сообщали как родители, так и учителя.
Поскольку снисходительные родители, как правило, нетребовательны, для них гораздо труднее контролировать поведение детей и устанавливать границы в детской среде. Исследования выявили связь между чрезмерной родительской снисходительностью, часто проявляющейся в их методах воспитания, плохой социализацией детей и их низкой успеваемостью. Такое отношение к своим чадам скорее стоит называть попустительским. Оно делает так, что ребёнок начинает вести себя властно, зависимо от чуждого мнения, импульсивно. Также дети из «снисходительных семей» обладают низким уровнем самоконтроля, часто не могут проявить настойчивость и плохо умеют контролировать свои эмоции.
Невовлечённый стиль воспитания
Невовлечённый родитель сочетает в себе низкий уровень теплоты, низкий уровень контроля и не делает ничего, чтобы поддерживать дисциплину. Такие мамы и папы часто проявляют мало интереса к своей родительской роли. Общаются со своими детьми они также мало, проявляют мало заботы и никак не ограничивают свободу своего чада вообще. Поскольку невовлечённый родитель не требователен и не реагирует практически ни на что, а маленькие дети сильно зависят от родительской поддержки, невовлечённое воспитание провоцирует у детей появление депрессий и проблем с поведением в социуме. Кроме того, подростки, выросшие в «невовлечённых семьях», часто ощущают высокий уровень отторжения общества, как правило, более враждебны по отношению к окружающим, постоянно провоцируют агрессию по отношению к себе и плохо умеют сосредотачиваться.
Последствия невовлечённого воспитания сохраняются в подростковом возрасте и во взрослой жизни. В исследовании студентов-первокурсников колледжа учёные обнаружили, что люди, сообщавшие, что их воспитывали невовлечённые родители, испытывали больше проблем с учёбой и сильнее тосковали по дому, потому что им было тяжело приспособиться к обилию правил и дисциплины в вузе.
Авторитетный стиль воспитания
Авторитетный родитель демонстрирует как высокий уровень теплоты, так и высокий уровень контроля. Родители из этой категории разумны и заботливы, возлагают большие надежды на своё чадо, чётко объясняют правила и часто общаются со своими детьми. Авторитетное воспитание помогает ребёнку лучше контролировать себя, проявлять настойчивость, когда нужно, и более зрело мыслить. Авторитетные родители стремятся к тому, чтобы выставить понятные правила и границы, поддерживать дисциплину, всегда готовы поговорить и объяснить свои решения. Такие мамы и папы, как правило, воспитывают детей, демонстрирующих высокий уровень моральных убеждений, совести и поведение, полезное для общества.
Исследования показали, что авторитетное воспитание пока выглядит самым эффективным. Однако оно также требует от родителей много сил и времени, больше, чем другие стили.
По статистике, родители, живущие в стрессовых условиях (таких как бедность), с меньшей вероятностью прибегают к авторитетному воспитанию и более склонны к другим методам. То есть, круг замыкается: бедная семья прибегает к малоэффективным методам воспитания -> все члены семьи чувствуют себя подавленно -> это провоцирует дальнейшие проблемы с поведением и т. д. Выбраться из этого цикла сложно, мешают и привычки, и социально-экономические предпосылки. Исследования показывают, что родители в семьях с более высоким социально-экономическим статусом, напротив, чаще применяют демократические и ориентированные на ребёнка способы воздействия. Это доказывает важность упомянутых факторов и их корелляцию.
Более обширные исследования имеют решающее значение для улучшения текущего понимания стилей воспитания и роли, которую они играют в поведении детей. Более глубинное понимание корней различных устоявшихся способов воспитания позволит мамам и папам адекватнее реагировать на факторы окружающей среды, заставляющие их принимать малоэффективные решения. Такое исследование в дальнейшем поможет разработать программы профилактики детских психологических проблем и борьбы с ними. Они должны помогать чадам адаптироваться к окружающему обществу и комфортному нахождению в нём. Важно сделать так, чтобы эти программы были широко доступны семьям из групп риска, и чтобы те знали об этом. Кроме того, подобные семинары для родителей обычно проводятся в групповом формате, а не в виде индивидуальной терапии. Так выходит дешевле, плюс, группа помогает мамам и папам почувствовать, что они не одни, и ощутить поддержку от тех, кто понимает ситуацию изнутри.
Крайне важно, чтобы родителей никто не обвинял в неправильном выборе методов воспитания или в некорректном поведении их детей. Вместо этого следует просто предоставить им возможности и ресурсы, в которых они нуждаются. Использование данных бонусов поможет родителям выбирать более подходящие методы воспитания и способствовать психологическому развитию своих детей.