Каждый новоиспеченный родитель с нетерпением и трепетом ждет, когда его малыш произнесет первое в жизни слово. Все гадают, что это будет за слово? Развитие речи ребенка – увлекательный процесс, за которым все наблюдают с большим интересом. Первое слово ребенка — важное событие в его развитии, но родителям не следует забывать, что позже им предстоит помочь малышу осваивать все больше новых слов.
Возраст от рождения до 3 лет — особенный и важный период в жизни ребенка. Именно в эти 3 года интенсивность его развития резко возрастает. Но немногие знают, что речевые способности ребенка начинают формироваться еще до его появления на свет.
Основные этапы формирования и развития речи у малышей до 3-х лет
0 – 2 месяца. — первой формой выражения чувств для ребенка становится крик и плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
2 – 3 месяца — на смену плачу приходит «гуление». Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г».
3–6 месяцев — малыш реагирует на звуки, поворачивает голову в их сторону, особенно прислушивается к громким звукам, начинает лепетать. Ребенок откликается на свое имя;
6 месяцев — 1 год – малыш произносит первые простые слоги, пробует повторить речь взрослых.
1 год-1,5 года — речь у малыша развивается активнее, ребенок произносит первые слова, состоящие из нескольких слогов: «па-па», «ма-ма», «ба-ба»;
1,5 — 2 года — расширяется лексикон малыша (от 20 до 50 лексем), он повторяет простые слова и может отвечать на простые вопросы;
2 — 3 года — речь ребенка становится осмысленной, он произносит первые предложения. Малыш более понятно выражает свои мысли, говорит до 200 слов, задает вопросы, способен рассказывать коротенькие истории.
Что делать для развития речи ребенка?
- Отзывайтесь на лепет малыша, подражайте его звукам;
- Говорите с малышом в течение всего дня, обсуждайте, как он провел день. После игры или прогулки с ребенком обсуждайте самые интересные моменты;
- Читайте ребенку книжки, пойте песенки, повторяйте с ним стихи и потешки;
- Учите ребенка именам членов семьи, близких людей и названиям окружающих его вещей. Обратите его внимание на объекты, издающие различные звуки, например, животных;
- Пользуйтесь наглядным материалом, проводите у ребенка ассоциацию слова с его изображением;
- Ходите с ребенком на прогулкив парки или музеи, это откроет для него новый мир. Чем больше малыш будет взаимодействовать с окружающим миром, тем больше вопросов задаст;
- Описывайте в красках ребенку все, что он слышит, видит и чувствует;
- Не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, ясной;
- Хвалите ребенка, когда он инициирует общение;
- Обязательно давайте крохе поручения и ставьте задачи, передавайте через него просьбы взрослым;
- Учите ребенка новым словам, если произносите непонятное для ребенка слово, повторите его несколько раз и объясняйте значение;
Если у родителей появляется беспокойство по поводу развития речи малыша, им в первую очередь нужно обратиться к педиатру.
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, однако по статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее и увеличивает рост словарного запаса. К 2 годам лексикон девочек может быть вдвое больше, чем у мальчиков-сверстников. Девочки эмоциональнее и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую сдержанность, высказываясь только, по существу.
Активные малыши могут начать демонстрировать более развитые речевые навыки раньше своих «неактивных» сверстников – это доказывают многочисленные исследования среди детей, которые показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Стимулируйте ребенка на активные игры — это поможет развитию речи, независимо от пола.
Что должно насторожить родителей в речи ребенка?
- В 1,5–2 года ребенок не произносит понятных коротких слов;
- В 2,5 года малыш так и не научился излагать свои мысли или у него слишком бедный словарный запас;
- В 3 года ребенок пропускает слоги в словах;
- В любом возрасте появились речевые запинки или заикания.
Какие действия родителей и окружающих могут негативно сказаться на речи малыша?
- Чрезмерная опека ребенка и предугадывание желаний. Если родители сразу дают чаду все, что оно захочет, стоит ему только заплакать, у ребенка не появится мотивации проговаривать свои желания. Родителям не стоит бросаться на помощь до того, как ребенок сам об этом попросит.
- Занижение или завышение требований. Одни родители не мотивируют малыша общаться, другие постоянно заставляют детишек повторять слова, давят на них. Важно найти баланс между потребностью в общении и давлением на детей.
- Неправильная речь взрослых. Иногда родители увлекаются подражанием речи ребенка, используют более простые формы слов. Важно помнить, что речь взрослого – образец для ребенка, поэтому родителям нужно использовать разнообразные конструкции и все богатство языка.
- Перегрузки. Многие родители торопятся научить малыша говорить, заставляют его зубрить стихи, читать рассказы. Переутомление, длительные занятия, непрерывное заучивания слов – все это может отбить у ребенка желание учиться говорить и дать обратный эффект.
Развивать речь малыша несложно. Достаточно ежедневно уделять время чтению, знакомству ребенка с окружающим миром, постоянному общению. Приложите терпение и обеспечьте систематичность занятий — они дадут отличные результаты: малыш будет говорить больше, чем хотелось и станет для вас лучшим собеседником.