Все чаще в нашей жизни и появляется тема бережного обращения с природой, охраны окружающей среды и прочей экологии.
Как донести важность этой темы до ребенка? Сделать, чтобы ребенок понял необходимость заботиться о природе?
По существу, все примерно аналогично, как у взрослых. С поправкой, что это дети…
Итак, первый пункт — теория
Не сухая теория, а теория на практике.
Вследствие того, что ребенок мыслит в конкретных категориях, слова, что дерево (или любое растение) — живое, крохе не очень понятны. Детям очевидно, что главным отличием живого от неживого является способность двигаться, и камень от дерева, по большому счету, не отличается, и непонятно, на каком основании камень является неживым, а деревья — живыми.
Как объяснить?
На прогулке во дворе (лучше — в лесу) покажите ребенку деревья разного размера, расскажите, каким образом из маленького саженца вырастает большое дерево.
Можно провести дома эксперимент — посадить зерно, дабы ребенок воочию увидел появление побега, развитие растения и так далее.
Расскажите ребенку о важности растений: необходимость деревьев для дыхания (отчего леса называют “легкими планеты”), значение растений для жизни животных, населяющих леса, луга, водоемы. И, конечно, объясните, как деятельность людей влияет на природу — положительные и отрицательные аспекты, насколько серьезно это влияние.
Все это, понятно, не следует рассказывать в формате скучной лекции (Дети, подойдите, мы видим сосну обыкновенную, по-латински Pinus sylvestris, хвойное многолетнее растение… Или — различные производства загрязняют окружающую среду путем выброса CO, СО2 , солей свинца и прочих химикатов, что приводит к разрушению биогеоценозов, сформировавшихся на данном ареале…)
Как правило, ребенок самостоятельно интересуется примерно всем, и взрослому вполне достаточно развернуто и понятно отвечать на задаваемые вопросы.
Раньше существовала сложность — родитель не обладает нужным знанием, признается в некомпетентности, обещает дома посмотреть, но по приходу домой ребенок уже забыл вопрос и заинтересовался следующим. А честно выполнивший обещание взрослый — прочитал, просветился и не понимает, что с приобретенным знанием делать. (Так дети способствуют саморазвитию родителей.)
Сегодня все проще, не владеете нужной информацией по вопросу — не беда, постоянно в кармане смартфон, внутри — википедия, яндекс, гугл и возможность подтянуть знания по актуальной теме в нужный момент (читать статью из Вики ребенку, конечно, не нужно, см. скучные лекции)
Существует прямая зависимость — чем интереснее и увлекательнее расскажете, тем сильнее ребенок заинтересуется и больше вопросов задаст. Это работает и в обратную сторону — простые односложные ответы/отговорки (так получилось, не знаю, потом скажу и прочие) рано или поздно снижают любознательность ребенка, потом развить ее крайне сложно.
Так, просто отвечая на вопросы, весьма несложно донести до ребенка мысль о значимости сохранения живой природы.
Помимо прочего, существует множество роликов — от простеньких мульфильмов до подробных документальных научно-популярных фильмов (интересных старшим детям), где рассказывается про экологию, влияние деятельности человека на окружающую среду, важность и необходимость бережного обращения с природой. В век интернета найти подобные видео не составит большого труда, и они станут хорошим подспорьем.
Все это формирует базу знаний, важных не исключительно в контексте данной темы, но значимых для общего развития ребенка, ведь природа — одна из первых вещей, которые маленький человек видит и чувствует рядом. Понимание происходящих в природе процессов поможет в дальнейшей жизни проще и легче познавать окружающий мир.
Второй (едва ли не самый важный) пункт — практика
Общие знания важны, но главное — теорию обязательно следует подкреплять практикой, в данном случае — поведением родителей. Дети копируют окружающих взрослых, повторенные сто миллионов раз слова о ценности сохранения природы бессмысленны, если родители, к примеру, после пикника оставляют в лесу горы мусора.
Вовсе не обязательно становится эко-активистами, устраивать экологические субботники по очистке Мирового океана и вывешивать флаг GreenPeace из окна.
Достаточно начать с малого — к примеру, собирать и увозить мусор после отдыха на природе, сортировать бытовые отходы на пластик / стекло / бумагу и прочие, собирать отслужившие батарейки в отдельную емкость и тому подобное. Делать подобные вещи весьма просто, но часто это является главной трудностью — не секрет, что у многих современных родителей нет сформированной привычки, к примеру, сортировать бытовые отходы.
Посему — учимся вместе с детьми, совместно все делать проще и веселее, и не забывайте — не только родители воспитывают детей, но и дети помогают родителям развиваться, становится лучше и больше узнавать о мире.
Итак, хотя немаловажно объяснять детям, зачем нужно заботиться о природе (дабы ребенок видел в этих действиях не таинственный ритуал, а понимал смысл и цель деятельности), изначально все строится почти исключительно на подражании, и основное внимание нужно обращать на действия окружающих взрослых. А менять поведение ребенка и переучивать детей в сознательном возрасте значительно сложнее, чем научить правильно действовать с первых лет жизни.