Самостоятельность ребенка — один из главных вопросов для родителя. В приучении к самостоятельности, как и во многом другом, основным принципом является постепенность обучения.
Рассмотрим процесс развития самостоятельности на примере обучения малыша одеваться на прогулку.
Этапы развития самостоятельности ребенка
Первый этап
Малыш слишком маленький, и самостоятельно одеться не сможет, очевидно, его одевают взрослые без всякого его участия в процессе. На этом этапе ничего предложить нельзя, в силу возраста одеть его — только ваша задача.
Второй этап
Киндер уже подрос, но полностью самостоятельно одеться не в состоянии. Но уже может посильно участвовать — застегнуть молнию, липучки, натянуть шапку и прочее. Чем взрослее малыш, тем больше действий он может (и, как правило, стремится) выполнять самостоятельно. Главное и самое трудное на данном этапе со стороны родителей — уловить тонкую и постоянно меняющуюся границу: что ребенок уже может сделать и что ещё недоступно для него, вовремя прийти на помощь.
С тем, что ребенок уже умеет, все относительно понятно — достаточно не мешать развитию, ведь для малыша многие действия ещё сложны, он выполняет их медленно, с неидеальным результатом. Основная ошибка — отдельные особенно нетерпеливые родители предпочитают сделать все за ребенка, ибо хочется быстрее/лучше. Зачастую подобное объективно необходимо — к примеру, вы опаздываете, и нет времени ждать, пока малыш возится с застёжками, но в большинстве случаев достаточно закладывать больше времени на одевание, чтобы ребенок мог сделать максимум действий самостоятельно.
Второй момент несколько тоньше — как определить время, когда стоит прийти малышу на помощь, дабы не подавить стремление ребенка к самостоятельности и не делать, что он умеет, и притом не ставить ребенку непосильных задач.
В идеале — вмешиваться, если вас просят помочь. Как вариант — после нескольких неудачных попыток предложить малышу помощь. Желательно притом не сделать все самим, а именно помочь, т.е. ребенок делает, а вы участвуете в процессе лишь в мере, необходимой для успешного завершения действия.
К примеру, надевание колготок, едва ли не самая трудная задача — ребенку сложно натянуть их полностью, но он вполне в силах начать их надевать, далее следует помогать карапузу натягивать их уже по длине ноги, и со временем усилий родителя потребуется все меньше и меньше.
Третий этап
Малыш может полностью самостоятельно одеться. Поначалу, понятно, он делает всё весьма медленно и неидеально, но постепенно умение развивается, и действия становятся увереннее. На данном этапе, когда основной навык освоен, появляется возможность указывать на отдельные недочёты, помогая ребенку совершенствовать умение (главное — не переборщить, устранение мелких недочётов не должно вылиться в придирки и перфекционизм)
Существует и четвертый этап, далеко не все о нем вспоминают, говоря о самостоятельности ребенка
Главная (и неразрешимая) дилемма этапа звучит примерно следующим образом:
Как сделать, чтобы ребенок стал самостоятельным, но притом, чтобы я, родитель, не терял контроль над его действиями?
В примере с одеванием дилемма звучит так: родители хотят, чтобы дети самостоятельно одевались на прогулку, но выбор одежды оставался за родителями (по понятным причинам, в силу опыта взрослые лучше представляют, в чем комфортнее малышу на улице)
До определенного момента это работает, но настает время — малыш отказывается следовать выбору взрослого, и возникает вышеупомянутая дилемма: отказаться от контроля и расширить поле самостоятельности ребенка или жестко поставить карапуза на место и сохранить контроль.
Ежели родитель желает оставаться на позиции контроля, отстаивая собственное право диктовать выбор малышу — странно ожидать, что в итоге самостоятельность ребенка вырастет.
С другой стороны, полностью переложить ответственность на малыша, очевидно, неразумно — в силу отсутствия опыта, он едва ли сможет адекватно оценить исходные условия и сделать правильный выбор.
Способы формирования самостоятельности
Первый: дать ребенку возможность ошибиться
Помните, дети имеют право на ошибку, и ошибки не просто являются необходимым элементом обучения — знания, полученные подобным образом, усваиваются и запоминаются лучше, чем полученные в теории. Посему, при всяком удобном случае разрешайте малышу самостоятельно выбрать, к примеру, одежду. Даже если для зимней прогулки карапуз выберет лёгкую курточку или захочет пойти в одной рубашке — объясните, что он наверняка замерзнет, но если он настаивает на собственном выборе — не препятствуйте, выходите гулять — через небольшое время он осознает ошибку, захочет вернуться домой и одеться потеплее (если переживаете и беспокоитесь — выходите с малышом не на улицу, а на балкон)
Второй: ограничение выбора
Малыш может выбрать между различными нарядами, но наборы одежды определяет взрослый. К примеру, кроха может выбрать любой из двух-трёх теплых комбинезонов, выбрать сапоги или валенки и т.д.
В обоих случаях у родителей сохраняется способность достаточно контролировать ситуацию, притом одновременно позволяя развиваться самостоятельности ребенка.
Понятно, что пример с умением одеваться — весьма простой, но на данном примере есть возможность рассмотреть формирование любой самостоятельной деятельности у ребенка.
Всякая подобная деятельность проходит три основных этапа (первый — родители делают сами, второй — малыш делает вместе с родителями, третий — он делает всё сам) и четвертый этап, относящийся уже не только к самой деятельности, но и к свободе принятия решений, которая, по-большому счету, и является настоящей самостоятельностью ребенка.
Резюмируя вышесказанное:
- Любая самостоятельная деятельность осваивается постепенно
- Важно увидеть момент, когда малыш желает делать что-то самостоятельно и не мешать
- Ребенок имеет право на ошибку при разумном контроле со стороны родителей
Помните, что развитие самостоятельности ребенка очень важно, и стоит наряду с такими задачами родителей, как развитие детского мышления.