За что можно не любить детский сад? Там кормят, поят, спать укладывают, играют. Но многим родителям очень знакома такая ситуация: «ребёнок заявляет, что не хочет идти в садик».
Почему некоторые дети категорически отвергают детский сад? Откуда появилась ненависть? В какой-то степени это происходит из-за родителей.
Выделим несколько основных ошибок:
Чересчур торопливые сборы
Дети ненавидят торопиться. По утрам родителям жалко будить малыша, поэтому его поднимают практически в момент выхода из дома. В итоге все вокруг суетятся, и садик начинает ассоциироваться с переживаниями, криками мамы, папы и скандалами, что кто-то опаздывает. Мама банально не успевает дать малышу внимание, нежность, заботу, которые ему необходимы спросонья. Ребёнок только и слышит: «Давай быстрее, опаздываем в садик». А прибежав в садик, ребёнка еле успевают целовать на прощание и отправляют в группу. С такой спешкой малыш может не успеть настроиться, и тяжело будет
переносить перемены.
Нерегулярное посещение детского сада
Маме периодически помогают бабушки/дедушки, и посещение детского сада может прерываться. Приехала бабушка — оставили дома, а ещё добавим дни, когда ребёнок болеет. Получается, что всю адаптацию нужно начинать сначала. Что делать?
Необходимо водить в садик каждый день за исключением болезни.
Негативные отзывы о воспитателях/группе
Нельзя при ребенке позволять плохо высказываться о воспитателях, других детях, их родителях. Ведь ребёнок это хорошо запоминает, и у него складывается впечатление, что в саду все глупые и плохие.
Исчезновение мамы
Нельзя сбегать из детского сада, чтобы ребенок не видел вашего ухода — сделаете только хуже. Если будете сбегать, то ребёнку думает, что вы оставляете навсегда — это большой стресс. Что делать?
Завести ритуалы прощания/приветствия. Важно всё делать с улыбкой, а не с встревоженным/заплаканным лицом. Если мама улыбается, для малыша это положительный сигнал. Кроха зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит впервые. Ребёнок ещё не имел опыта пребывания в саду без мамы, поэтому дети часто в первый день держатся бодро, а на второй-третий день уже идут безинициативно. Теперь просто представьте, что чувствует маленький ребёнок, мама которого внезапно исчезает не попрощавшись, и неизвестно, вернётся ли она. Это для ребёнка все равно, что потеряться в огромном парке. У ребёнка возникает ощущение, что мама теперь может внезапно исчезнуть в любой момент жизни, не предупредив, не попрощавшись с ним. Малыш буквально «прилепляется» к ней из-за страха её внезапно потерять.
Режим ребёнка
Часто родители вовсе не задумываются, насколько режим дня ребёнка соответствует режиму дня, которого нужно придерживаться в детском саду. Ребёнку, который привык засыпать после 22:00, очень сложно просыпаться в 7 утра. Детей, родители которых заранее не настроили на режим детского сада, сразу видно утром. Они трут сонные, красные глазки, болезненно воспринимают всё окружающее. Как ребёнок
будет чувствовать себя первые дни в детском саду, от этого зависит его последующее восприятие этого места.
Оставлять надолго, пропускать адаптационный период
Нельзя сразу оставлять ребёнка на весь день. Может у подруги/знакомой ребёнок нормально воспринял данный факт, а ваш ребёнок может сильно расстроиться. Оставить на весь день — подвергнуть очень большой психологической нагрузке. К садику необходимо приучать постепенно: сначала оставлять на несколько часов, потом на полдня, потом на весь день.
Ругать ребёнка, наказывать
Первые недели в саду малыш может вести себя плохо: стать капризничать, драться, быть пассивным, агрессивным. Ругать его за это не стоит. Нужно просто объяснить, что вас это огорчает. Постараться поговорить с малышом и выяснить, почему так происходит.
Поддерживать общение, контакт
Любой ребёнок (особенно маленький), проходящий адаптацию в детском саду, испытывает одиночество. Он переживает разрыв с родителями, сильно скучает, хочет домой. При встрече с мамой ребёнку важно почувствовать любовь, поделиться впечатлениями. Необязательно тратить на игры и разговоры много времени, можно всего 20-30 минут. Однако важно, чтобы это время полностью посвящалось общению.
Игрушки
Когда малыш несёт в садик игрушку, он берёт частичку дома. Малыш чувствует себя увереннее, становится открытым к общению, поэтому нельзя запрещать брать с собой любимые вещи.
Ранний выход
В 1,5 года (большинство мам стараются уже выйти работать) малыш испытывает большую эмоциональную привязанность к родителям. Он начинает по-своему ощущать мир, но не может самостоятельно разобраться. В этот период формируется понятие ближнего окружения, ребёнок активно познает всё вокруг и нуждается в поддержке. Психологи уверены, разрыв тесной связи между матерью и полуторагодовалым ребёнком может обернуться для обеих сторон стрессом, поэтому не рекомендуют отдавать малыша в сад раньше 3 лет.