Помните красивые буквицы из книг со старыми сказками про Ивана Царевича, Змея Горыныча и других героев? Помните те атмосферные иллюстрации, от которых сердце застывало в груди? Если вам больше тридцати, точно помните. И любите. Но сейчас родители предпочитают знакомить своих детей с более современными сюжетами. Как оказалось, очень зря! Сегодня мы расскажем, почему про старые сказки забывать не стоит. Вы удивитесь, но на это есть много весомых причин.
Сказки развивают речь
Первые сюжеты, с которыми родители традиционно знакомят своих детей, повествуют про путешествия колобка, потягивание репки и теремок, в котором жили разные звери. Если не смотреть глубоко, то сюжеты в них кажутся не отягощенными смыслом, ведь в них постоянно повторяются одни и те же ходы. Однако приём задаёт общий ритм всему произведению, а это хорошо способствует развитию речи у малышей. Когда колобок раз за разом поёт свою песенку каждому встречающемуся герою, а звери из «Теремка» представляются с появлением нового персонажа, создаётся новый виток «узора» произведения. Дети с удовольствием пытаются повторять эти фразы и неизменно радуются, когда в конце происходит что-то новое.
У сказок также есть способность пополнять пассивный словарь: дети читают сказки, видят новые слова, часто запоминают их «как придётся» и не знают их значений, порой очень долго. Задача взрослого – своевременно рассказать, что означает тот или иной оборот, обогатив мышление чада новым художественным образом. Так речь малыша будет постепенно становиться разнообразнее и интереснее.
Сказки помогают узнавать новое
По мнению многих специалистов, когда ребёнку исполняется 7-9 лет, важно дать почитать ему сказки разных народностей. В преданиях Японии, европейских и африканских стран, нашего Дальнего Севера и других уголков мира раскрывается быт людей, которые там живут. Рассказы о том, как «иноземцы» общаются, чем занимаются и как строят свою повседневную жизнь, помогают детям становиться толерантнее и открывают окно в чужую культуру. Это даёт чёткую установку, которая и сквозит во многих народных литературных произведениях: мы можем быть не похожи внешне, но на самом деле гораздо ближе друг другу, чем может показаться на первый взгляд. Поскольку речь идёт о школьнике, он может сравнивать полученную информацию с тем, что ему дают в школе. А это бывает очень интересно – открывать целый мир с разных его сторон!
Плюс, читая сказку, ребёнок видит картину давно ушедшего света. Пускай юный любитель сказок не сможет понять всей глубины «двойного дна» (тут и взрослому бывает тяжело), узнавать о чужих характерах, быту и нравах в старину – путь к умножению мудрости и доброты. Ведь во всём этом есть культурные коды разных стран, и погрузиться в них лучше как можно раньше.
Кроме того, в сказках есть интересные и неоднозначные персонажи! Взять ту же Бабу-Ягу, вроде злая ведьма, которая живет в доме с куриными ногами, но часто подсказывает путнику дорогу, помогает понять, что нужно сделать. Как и окружающий мир, который не делится на белое и чёрное.
Кощей, правда, в эту парадигму не вписывается, но на то он и Кощей – главный злодей сказок Руси. Он коварен, но вполне победим, даже несмотря на прозвище – Бессмертный. Находчивые и смелые главные герои побеждают трусоватого старого колдуна, а дети, глядя на них, учатся мужеству и смекалке.
Сказки тренируют память
Обратимся к повторяющимся ходам снова – именно они и способствуют более простому усвоению сказок. Но чтобы получить от их чтения максимальный эффект, не забывайте обсуждать их с чадом. Можно даже придумать собственные истории с героями или даже целую викторину по ним. Правда, это не должно происходить исключительно в одностороннем формате «вопрос-ответ», лучше сделать из этого игру. Позвольте малышу не только отвечать на ваши вопросы, но и задать собственные – так материал лучше запоминается. Например, вспомните вместе, сколько было всего героев в «Колобке» и «Теремке», или где живёт Кощей. Можно даже провести всё это в формате семейной викторины! Попробуйте всей семьей вспомнить, где в русских сказках встречалась рыба. Как минимум, «Емелю» должны вспомнить все.
Сказки поднимают сложные темы
В сказках красной нитью проходят темы смерти и жизни, предательства, потери, разочарований, но добро всегда побеждает зло. Эти сюжеты создают отличный плацдарм для начала не самого простого, но необходимого разговора с детьми. Обсуждение рано или поздно должно состояться, лучше, если оно пройдет на почве прочитанной истории, так всё это легче принять.
Забавно, что там, где взрослый с большим багажом опыта видит трагедию, жестокость и насилие, детский ум, не обременённый проблемами, ничего такого не замечает. Он воспринимает все происходящее куда легче: как выдумку, вымысел, и ничего более. Отличным примером являются произведения Братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена со всеми их мрачными сюжетами.
Если после прочтения сказки ребёнок не настроен задавать вопросы, поделитесь с ним собственными мыслями и рассуждениями на этот счёт. Потом обязательно спросите, что малыш думает о сказанном вами.
Сказки учат насмотренности
Большинство качественных изданий классических народных произведений снабжены красочными иллюстрациями, выполненными талантливыми художниками. На контрасте с яркими и вычурными картинками в детских книжках, эти кажутся чуть менее броскими, но в них обычно куда больше деталей. Изучать их вместе с ребёнком важно, потому что это учит его видеть красоту вокруг. Даже в тех местах, где нет особенной яркости или очевидной «изюминки». На таких «блеклых», тонких и богатых мелкими элементами иллюстрациях и стоит тренировать насмотренность.
Отличная практика – попробовать самостоятельно с чадом придумать визуальные образы для знакомых сюжетов. Используйте краски, предметы с улицы (веточки, листья, жёлуди) – так будет развиваться ещё и вкус, а также мелкая моторика!
Сказки повышают уровень культуры
Согласно мнению уважаемых литературоведов, существует 7 архетипов историй. Например, «из грязи в книязи» («Золушка»), «воскресение» («Белоснежка») и т. д. Читая сказки, малыш познакомиться с ними всеми. Он будет проходить с героями по их пути, сопереживать, знакомиться с их друзьями и врагами, будет учиться доверять, любить и прощать.
После того, как чадо узнает много разных сказок, можно спрашивать его, где встречаются похожие сюжеты, как развиваются герои и многое-многое другое. Все эти вопросы и помогают ребёнку приобщиться к культуре.