Принимая участие в абстрактном опросе про самые трудные моменты в материнстве, что бы Вы ответили? Наверняка популярными ответами окажутся: ребёнок не делает, что просишь несколько раз, упрямится; истерики в общественных местах; выдерживать нытьё, слёзы. А среди мам двоих и больше детей лидировал бы: когда старший ребенок обижает и задирает младшего.
Это правда трудные моменты. Мама инстинктивно желает защитить слабого. Мамины представления, мечты, как дети станут общаться друг с другом, рушатся. Появляется злость, вина, стыд и не очень правильная реакция, если она старается построить добрые отношения с каждым ребёнком и между детьми.
Почему так происходит?
В первую очередь, нужно разобраться с причинами, служащими поводом напряжённых взаимоотношений младшего и старшего ребенка.
Младшенький отбирает большое количество внимания родителей, переносить подобное достаточно сложно. Есть более конкретные обиды и претензии. И реакция на фразы из списка ниже может оказаться слишком эмоциональной.
Ты же старший!
Подразумевается, что с возрастом помимо числа прав растёт и количество обязанностей. Появление младшего братика/сестрёнки — вариант, когда акцент делается исключительно на обязанностях. По крайней мере, первенец будет в этом свято уверен. Вынеси мусор, ты же старший, ты должен помогать! Извинись перед малышом, ты старший. Уступи, он младше тебя! Особенно сложно, когда «старшесть» не позволяет погулять на полчаса дольше/сходить самостоятельно в кино.
Он не специально!
Фраза, звучащая навязчивым аккомпанементом первые несколько лет. Не специально превратил в руины рыцарский замок, собиравшийся неделю, не нарочно изрисовал красками тетради с домашней работой, не специально изрезал ножницами любимую книжечку. Если мама устала и без настроения, в испорченных младшим вещах обвинят того, кто не виноват: нечего оставлять на столе, не положил на место, сам разрешил взять посмотреть.
Посмотри за ним полчасика!
«Сначала няньку, затем ляльку», — сомнительный вариант. Независимо от того, сколько «няньке» лет. Особенно, если просьба, по сути, никакая не просьба, а вполне себе приказ, без вариантов. Посиди, пока мама в магазине, поиграй, пока готовит ужин, развлеки, чтоб не плакал. Неужели тебе дело нельзя поручить!
Какой хорошенький!
С появлением младшего всё внимание родителей, родственников, друзей семьи переключается на него. Причем достаточно любой мелочи. Зевнул — аплодисменты, агукнул — всеобщее умиление, порвал книжку — всплеск восторга. На фоне теряются и меркнут пятёрки по математике, первые места на соревнованиях по плаванию, сочинённые стихи резко теряют значение — куда им до собранного из кубиков «двырбт»! Младшему достаточно проснуться, чтобы получить внимание, для которого старшему ребенку нужно минимум стать олимпийским чемпионом.
Тебе что, жалко?
Вопрос, на который нельзя ответить «да». Это же брат/сестра, необходимо делиться, и попытка отказать приравнивается к тяжкому преступлению, приводит к длинным нотациям о важности щедрости. В некоторых случаях — и к наказанию.
Обиднее, когда в категорию «жалко» попадают ценные для старшего ребенка вещи. Любимый зайка из плюша, с которым так приятно и уютно спалось в детстве, подборка журналов, даже любимое платье, которое, пусть уже и мало, не хочется отдавать. Ничего, через много лет у младшего появятся племянники и уж отомстят!
Это не все сложности, рискующие возникнуть в процессе воспитания двух и более малышей.
Как победить конфликты между детьми?
- Проанализируйте собственные установки по отношению к детям. К кому из них ближе эмоционально? С кем-то из них связываете особые ожидания? Имеете склонность обвинять одного ребёнка больше, чем другого? Даже если обвинения кажутся оправданными, это может указывать на необъективность.
- Старайтесь сразу не вмешиваться, если дети не рискуют поранить друг друга. Если на вопрос: «Хотите, чтобы я помог разрешить ваш спор?» — дети отвечают отрицательно, лучше дать шанс всё разрешить самостоятельно.
- Приучайте детей просить разрешения друг у друга, перед заимствованием какой-либо вещи. Помогайте деткам конкретно и ясно обозначать границы собственной территории — определить, что предназначено для общего пользования, а что принадлежит каждому.
- Тренируйте навыки сотрудничества в мирной обстановке. Попытайтесь вместе с детьми вспомнить уже когда-то разрешённую ссору с основными шагами разрешения конфликта, похвалите обе стороны за проявленные старания и приложенные усилия, отмечая малейшие движения в сторону разрешения противоречий.
Следуйте несложным советам, оставайтесь внимательными к каждому из детей, не заставляйте их сомневаться в вашей любви.
Удачи в организации семейной гармонии!